ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА

Здоровье и психология

Деловое партнерство

Как должно быть организовано деловое партнерство

Деловое партнерство является принципиально важной темой для современного бизнеса. Но вначале, как всегда, несколько философских положений.

Когда я раскрывал секрет успеха № 5, то сделал попытку показать, как нужно относиться к своим партнерам, чтобы не попасть впросак. Такой подход не вызывает больших симпатий со стороны читателей, и совершенно справедливо. Сейчас постараюсь привести ситуацию к гармонии.

Итак, существуют определенные законы, по которым развиваются все системы. Это относится и к отдельному человеку, и к нашему бизнесу, и ко всему обществу, да что там мелочиться, ко всей Вселенной.

В начале XIX века в западной философии получило распространение противопоставление противоположностей. Да-да, речь идем о нем родимом - о законе единства и борьбы противоположностей, как основном законе диалектики, который раскрывает источник самодвижения и развития всего объективного мира.

На базе его в последующее столетие было сформулировано огромное количество философских принципов, толкавших и до сих пор толкающих развитие самых различных наук: от самой философии до прикладных. Сказанное в полной мере относится и к экономике. Именно на этой основе был разработан принцип "невидимой руки" Адама Смита, о котором я уже упоминал при раскрытии пятого принципа успеха.

Однако появление в середине ХХ века и последующее развитие теории систем показало, что закон единства и борьбы противоположностей не совсем верен. Согласно этой теоретической науке мир состоит не из противоположностей, находящихся постоянно в состоянии борьбы друг с другом, а из дополнения одной противоположности другой. Противоположности дополнительны. Например, электрон одновременно имеет свойства и частицы, и волны. Квантовая механика, с 20-х годов ХХ века подбрасывающая ученым разнообразные головоломки, показала, что природа устроена по принципу "и то, и другое, и третье сразу".

Например, раньше считалось, что бактерии и иные микроорганизмы, живущие в теле человека, могут только спровоцировать заболевания, поэтому от них нужно избавляться. Позже выяснилось, что даже в чем-то вредные микроорганизмы спасают наше тело от заражения еще более опасными инфекциями и от внутренних клеток, способных к злокачественному перерождению. Раньше врачи старались во что бы то ни стало сбить температуру у больного, сейчас врачи рекомендуют сбивать температуру только после достижения ею опасной отметки (выше 38,5 градусов по Цельсию).

Даже в бизнесе раньше считалось, что чем крупнее компания, чем больше она приносит прибыли, тем лучше это для ее собственников и акционеров. Более поздние исследования в сфере микроэкономики доказали, что очень большие компании труднее управляются и в большей степени подвержены кризисам. Даже материальный достаток хорош до определенной величины. Исследования социологов выявили: самыми счастливыми являются далеко не самые богатые, а люди достатка чуть выше среднего (например, в США это люди с доходом около 200 тыс. долларов в год при среднем доходе гражданина этой страны в 100 тыс. долларов).

Нобелевский лауреат, физик Нильс Бор выразил замечательную идею, согласно которой... вдумайтесь... "для глубокой истины обратное утверждение столь же истинно". Таким образом, целостность образуется не из двух, а из трех элементов. Получается Святая Троица!?

Знакомя вас с четвертым принципом успеха я говорил о втором начале термодинамики: "энтропия замкнутой системы стремится к максимуму". Из этого следовало, что замкнутая система обречена на разрушение. Поэтому, чтобы уцелеть и развиваться, система должна быть открытой, т.е. она должна получать и отдавать энергию, будучи частью чего-то большего.

Так вот, если рыночная экономика будет основана исключительно на конкуренции, она сразу же превратится в закрытую систему и разрушится. Если в бизнесе все будет ориентировано только на получение выгоды, бизнес развалится. Но если предприниматель будет заниматься только благотворительностью, это будет уже не бизнес.

Рассмотрим классический пример жесткой конкуренции в бизнесе.

Предприниматель, торгующий верхней одеждой, до глубины своей души заинтересован в том, чтобы все его конкуренты разорились. Еще бы, ведь тогда он сможет стать монополистом в своем городе и продать намного больше товара (но так никогда не будет). Представим, что к нему обращается покупатель, имеющий спрос на определенный товар, который по идее должен быть в его магазине, но именно этого товара не оказывается на полках (например, весь товар этой группы распродан). Учитывая первоначальную установку на подавление конкурентов, такой предприниматель, вероятнее всего, скажет покупателю, что товара нет, заходите... через месяц, после завоза товара. Ему и в голову не придет обзвонить своих конкурентов по бизнесу, узнать, в каком их магазине есть искомый потребителем товар и отправить покупателя туда (к конкуренту).

Что обычно в таком случае делает покупатель? Он еще может потыкаться-помыкаться по похожим магазинам. Возможно, он найдет то, что искал. Но существует вероятность того, что на третьем-пятом-десятом по счету магазине он отступится от дальнейших поисков и скажет себе, что, "дескать, ладно, эту зиму отхожу в старой дубленке". В итоге, как говорится, ни себе, ни людям.

Что могло бы быть, если бы покупатель был направлен к конкуренту. Покупатель приехал бы по нужному адресу и купил обновку. Парадокс как раз состоит в том, что выиграл бы от этого не конкурент, а вся система, при условии, конечно же, что это была бы именно СИСТЕМА, т.е. он мог бы рассчитывать на взаимную поддержку и со стороны конкурента.

В итоге, в данном городе весь рынок верхней одежды выиграл бы от того, что совокупный товарооборот на рынке возрос бы. Поэтому деловое партнерство - очередной секрет успеха.

Исследования маркетологов показывают, что значительная часть людей отказывается от приобретения тех или иных вещей только потому, что нет времени на хождение по магазинам и подбор товара необходимого ассортимента и качества. Поэтому многие готовы перебиться тем, что есть.

Кстати, именно жесткая конкуренция между банками в начале ХХ века в США со временем привела у них к Великой депрессии. И только социальное партнерство сделало США сверхдержавой. Это и есть главный секрет успеха их экономики.

Вопрос "на засыпку": Представим себе, что у нас есть 100 одинаковых прутиков. Для того, чтобы сломать один прутик, нужно приложить силу, равную 1 ньютону. Сколько нужно силы, чтобы сломать 100 связанных вместе прутиков? А вот и не угадали! Для этого нужна сила, большая, чем 100 ньютонов. Дело в том, что когда прутики связаны, для поломки связки нужно приложить дополнительную силу для преодоления силы трения между прутиками. Какова эта дополнительная сила, вопрос второстепенный. Важно то, что, во-первых, связанные вместе прутики совокупно сильнее, чем 100 прутиков по отдельности, а во-вторых, чем больше прутиков, тем выше так называемая дельта, т.е. разница в силах, прилагаемых для слома либо прутиков по отдельности, либо всей связки.

Это доказано не только экспериментально, но и математически для всех систем. За это открытие американский математик Джон Нэш получил в 1994 году Нобелевскую премию по экономике (по математике ее не получить). Если Вы смотрели фильм "Игры разума", то знайте, что это про него.

Совершенно неслучайно крупные торговые сети сегодня объединяются в партнерства и организуют для своих клиентов целую систему взаимных скидок.

Вывод: партнерство и конкуренция выгодны. Они должны не исключать друг друга, а дополнять. Нужно не подавлять конкурентов, а становиться лучше их и помогать им, самим стремясь стать еще лучше. В таком случае успех будет грандиозным.

Читать дальше: Секрет успеха № 7, или как создать коллектив

Назад: Секрет успеха № 5, или можно ли давать деньги в долг

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом