ФИЛОСОФИЯ УСПЕХА

Здоровье и психология

Как создать коллектив

Секрет успеха № 7 будет касаться создания команды для совместного бизнеса.

Когда мы зашиваемся в своих делах, перед нами часто встает задача делегирования части полномочий другим людям, то есть в повестке дня появляется вопрос о подборе команды. Это в равной мере относится и к сфере бизнеса, и к сфере управления в бюджетных учреждениях, в органах власти и т.д. Конечно же, везде существуют свои особенности создания команды, которая позволила бы нам эффективно решать профессиональные задачи. Однако, существует и ряд правил, которые могут подойти к большинству ситуаций.

Как же все-таки создавать команду и привлекать сотрудников? Как всегда, существует масса вариантов, но наиболее распространенные из них следующие:

  • по объявлению или через кадровые агентства;
  • вспомнить о знакомых, друзьях и родственниках, которые уже когда-то просились или просили за кого-то "по блату";
  • выращивать самому.

Подбор команды по объявлению или через кадровые агентства сегодня достаточно распространен. Лично мне не раз приходилось так нанимать людей, и вот к каким выводам я со временем пришел. 

Этот способ хорош для комплектования вспомогательного и иного низкоквалифицированного персонала (вахтер, уборщица, сторож и т.п.), а также поиска тех, кто является хорошим исполнителем (и ничего больше).

Если же вы ищите действительно полезного не для перекладывания со стола на стол бумажек человека, а специалиста для развития бизнеса, поиска и достижения высоких целей, реализации новых идей, то этот вариант поиска далеко не самый лучший. Сами посудите, если человек действительно является ценным специалистом, то возникает закономерный вопрос: почему он себя предлагает? Продажа себя по объявлению служит сигналом к тому, что человек имеет рабское мышление. Это, конечно, не приговор на всю оставшуюся жизнь, но чаще всего именно так и бывает. На подачу объявлений в газету способен любой неудачник и поэтому на такой способ трудоустройства решаются отчаявшиеся люди, которым обычно не хватает смелости даже прийти к тому работодателю, который именно ему интересен, и предложить себя. Таким людям не интересны будете не только вы, но и ваша работа. Им вообще мало что интересно в этой жизни кроме их самих. Таких людей интересуют только деньги, поэтому сначала они будут заискивать перед вами, боготворить за проявленную "заботу", но спустя некоторое время канючить по поводу своей нищенской зарплаты в ущерб "вселенской социальной справедливости". Еще бы! Ведь вы его взяли на работу и он оказался вам должен. А кого больше всего не любят должники? Правильно, своих кредиторов!

Более того, потратив время на обучение такого человека, он сбежит от вас при первой возможности, т.е. сразу же, как только ему пообещают зарплату на рубль больше, чем платите ему вы. Замечено, что уже спустя три-четыре месяца после трудоустройства эти люди у своих знакомых справляются по поводу того, как бы перейти туда, где "нормально" платят. Это не случайно, поскольку раз их взяли на работу по объявлению, значит они самые что ни на есть лучшие и их самооценка после этого просто зашкаливает. А состоявшееся по вашей вине устройство на работу они воспринимают как досадное недоразумение и пустую трату времени.

Думаю, не стоит мне особо расписываться и по поводу "блатничков". Этот контингент еще хуже, ведь они даже не удосужились подать объявление в газету. Их прельщает, прежде всего, потенциальное покровительство с вашей стороны. Они не только никогда не станут энтузиастами своего дела, но еще будут прятаться за вашей спиной от всех жизненных неурядиц, а вам придется их защищать от своих же замов и коллег. Что ж, мы в ответе за тех, кого приручили. В скором времени такой сотрудник будет искать способ сесть на больничный с самим собой или со своим любимым хомячком, даже если и он сам, и "брат" его меньший пышет здоровьем. Такие люди в глубине души будут просто мечтать о том, чтобы у вас все как можно быстрее развалилось и им можно будет опять просить своего покровителя (папу, старшего брата, бывшего начальника) пристроится на новую работу, которая по их субъективным представлениям будет просто раем по сравнению с тем, где они сейчас работают. Так происходит потому, что у "блатничков" не хватает  внутренних сил даже на то, чтобы самим взять и уволиться, найдя перед этим работу по душе, или, иже с ними, хотя бы по деньгам.

Не стоит также радоваться по поводу того, что кто-то приходит к вам с улицы и просится на работу. Несмотря на проявленную инициативу (это их выгодно отличает от двух предыдущих типажей), они являются самыми настоящими вампирами. У таких людей есть нюх на молодые, растущие организации, из которых можно пососать кровь. Они будут выдумывать всякие небылицы только для того, чтобы ввести вас в заблуждение и ввязать в какую-нибудь глупую авантюру.

Что касается выращивания кадров "с горшка", то этот вариант лучше уже рассмотренных. Однако у него есть очень серьезный недостаток: он требует большого количества времени, а время, как известно, деньги. К тому же обучение будет требовать времени и сил со стороны обучающих - людей опытных, время которых ценится дорого. Поэтому выращивание специалистов как способ формирования команды хорош только для больших организаций, крупных компаний, которые могут позволить себе выделять деньги на переподготовку и повышение квалификации сотрудников из кадрового резерва, и готовы часть кадров отвлечь от основного производственного процесса. К тому же нет никакой гарантии в том, что выращенный специалист будет вам предан до гробовой доски.

Итак, все перечисленные в самом начале варианты рассмотрены. Что же тогда остается делать? Открываю секрет успеха: охотиться за сотрудниками!

Весьма полезными могут оказаться бывшие чиновники, которые ушли в отставку по выслуге лет. У них остались очень хорошие связи, которые помогут легко и просто решить массу проблем.

Правда, многие из них не сразу согласятся на ваше предложение. Удивляться тут нечему, так как они вышли на долгожданную пенсию отдыхать и им до ваших авантюр нет ни пороха в пороховницах, ни ягод в... Однако они легко ведутся на то, чего им не хватает... На почет и уважение! Нужно разбудить в них желание быть вашим наставником, проявив к ним "сыновьи" чувства. Для того, чтобы не показаться им полным лопухом (то, что они любят почет и уважение, вовсе не означает, что они получают кайф от того, что затирают за вами) при общении с ними поменьше высказывайте свое личное мнение (особенно на различных советах и встречах), а больше мотайте на ус все, что они будут вам говорить. А говорить они будут... глупости! Терпите и молчите, так как вам от них изначально не это надо было. Так ведь?

Следующий способ: искать тех, кто добился больших высот в своей профессии. Переманить такого сотрудника простой денежкой вряд ли удастся, поскольку для них деньги часто не являются самоцелью, а оставить свое детище по предыдущему месту работы им нелегко. Да, этого и не требуется. Вам нужно учиться у них тому, что они умеют лучше вас. Хотя с самого начала для них вы не будете представлять никакого интереса, со временем они поймут, что их идеи не разлетаются по ветру, а это очень ценно для их натуры. Особенно "ведутся" эти личности на благодарности за каждую высказанную идею. Так что не скупитесь на дифирамбы. Не ровен час, они сами дадут вам понять, что не прочь "замутить" что-нибудь экстравагантное с самого нуля, что вам и нужно.

Если вы ищите себе замену на будущее, то нужно обращать внимание на молодежь, на студентов. И искать нужно не отличников, а неформальных лидеров. Для этого нужно пообщаться со студентами и выяснить, кто в их среде является неформальным лидером. Именно они притягивают к себе людей и делают так, что все ваши инициативы доводятся до логического завершения. Правда, при этом нужно придерживаться важного правила: их нужно держать на некотором расстоянии от себя. Ни в коем случае нельзя им излагать все свои секреты, оставлять в качестве исполняющих обязанности на период своего отпуска или больничного. В противном случае после больничного или отпуска можно самим прямиком направляться в службу занятости (эти ребята очень быстро усваивают уроки управления и с одной дозы привыкают к кайфу от руководства).

Есть еще ряд более общих рекомендаций, раскрывающих секрет успеха при создании команды.

Нужно стремится к тому, чтобы коллектив был разновозрастной. Нельзя создавать команду из старперов, нельзя делать из фирмы и лагерь бойскаутов. Думаю, сами знаете почему.

Коллектив не должен быть однополым, мононациональным и моноконфессиональным. Чем он разнообразнее во всех отношениях, тем более он жизнеспособен. Желательно даже, чтобы в коллективе были люди и некоренной национальности, а также приезжие из других регионов страны, и просто замечательно, если из других регионов Земного шара.

Особое внимание следует уделить подбору своего главного заместителя, который мог бы подстраховать вас в любом случае. И здесь нужно искать свою полную противоположность. То есть, если вы генератор идей, первый зам должен быть консерватором. Если вы постоянно забываете, где оставили свой кейс, то есть достаточно рассеянны, то вашей "правой рукой" должен быть человек обстоятельный и педантичный.

И, наконец, самое главное. Работа вашей команды будет зависеть от вашего внутреннего состояния. Если руководитель мыслит так, что ему уже все надоели, что после создания коллектива он желает только устраниться от всех проблем и "жить на дивиденды", то даже классная команда со временем развалится. Если думать, что собрав определенный контингент людей, все проблемы будут рассасываться сами собой, то это означает впасть в иллюзию. С другой стороны, если внутренняя сила руководителя достаточно велика, нужные люди будут к нему как бы сами притягиваться, точнее подбор команды произойдет намного проще и быстрее, поскольку людям свойственно интуитивно чувствовать настоящего лидера и тянуться за ним. Здесь ни в коем случае не имеется в виду, что все сложные дела нужно делать самому руководителю. Сказанное означает только то, что настоящий руководитель внутренне должен быть готов решить любую проблему. Как говорится, "готовность к подвигу - уже подвиг". Именно в таком случае на работе можно появляться намного реже.

Выбор за вами! Желаю успехов!

Назад: Секрет успеха № 6, или деловое партнерство

Вернуться к началу секретов успеха

Читайте также: Привычки миллионеров

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом