Легко шагать по жизни

Здоровье и психология

Не сравнивай себя с другими

6. Последняя, шестая, особенность, требующаяся для достижения успеха и для наличия устойчивого позитивного настроя, — это правило "Не сравнивай себя с другими". Суть особенности как раз состоит в том, что думают успешные люди о собственных действиях, с чем сравнивали их. Культура человеческих отношений, включая рекламу, кино, литературу, постоянно вынуждает людей проводить сравнение между собой, своими действиями и качествами и мастерством своих современников и мастеров прошлого. Такое сравнение желательно проводить, если человек показывает лучший результат, но если оно выходит не в его пользу, то вряд ли он будет чувствовать себя на высоте. Эта тенденция прослеживается во многих из нас. С самого детства мы или замечали сами, или нам указывали взрослые, что какой-то ребенок оказывался более способным, чем все остальные, кто-то — более спортивным, кто-то — более симпатичным, а кто-то и более общительным.

По шкале сравнения какие-то из наших достоинств могли превосходить аналогичные качества наших сверстников, а оценка других при этом могла оказаться не на высоте. Став взрослыми, мы поняли, что стремление обязательно сравнивать себя с другими людьми не только не исчезло, но в некоторых случаях даже возросло. На нашем жизненном пути встречались люди, которые были агрессивнее либо способнее нас самих, или лучше нас знали, как необходимо вести себя, или работали, например, на компьютере более профессионально, чем мы. И подобные сравнения мы зачастую проводили автоматически, не осознавая этого. Мы сравниваем себя со звездами, бизнесменами, соседями, а иногда даже и с первым встречным. Мы делаем это на работе, дома, на улице — где угодно, не понимая, какой ценой нам придется за это заплатить в будущем.

Успешные люди знают цену успеху. А еще знают то, насколько важно не позволять этому процессу сравнения стать привычкой. Они хорошо понимают, что величие часто является результатом многих травм, ошибок, разочарований и потерь в чем-то другом, поэтому для них фраза "не сравнивай себя с другими" - не просто лозунг. И пусть осознание подобной платы за успех иногда может расхолаживать и приводить в уныние, однако от фактов никуда не деться. Специалисты установили, что наиболее успешные представители нашего времени, вместо того чтобы сравнивать свои и чужие достижения, обращали внимание исключительно на свой собственный прогресс, то есть сравнивали себя с собой. На первом месте среди других вопросов у них стоял такой: «Каковы мои успехи по сравнению со вчерашним днем? А с прошлой неделей? С прошлым месяцем? С прошлым годом?» Каждому из нас вполне по силам делать то же самое — научиться оценивать собственные достижения, ориентируясь на свой процесс развития, и не важно, идет ли речь о спорте, работе или любых других занятиях.

Это один из тех аспектов, который применим не только к устойчивому позитивному внутреннему настрою, но и ко всем сферам нашей жизни. «Каковы будут ваши действия, если вы поймете, что можете потерпеть неудачу?» — без сомнения, вопрос провокационный, но в то же время и стимулирующий. Каждый человек, который, прежде чем в совершенстве овладеть каким-либо видом искусства, спорта, профессией или хотя бы музыкальным инструментом, пробовал и учился, твердо знает, что путь к успеху устлан многочисленными неудачами.

Вспомните, каковы были ваши первые занятия в тренажерном зале или уроки игры на гитаре? Наверное, ваше воображение тогда рисовало будущий успех. Вы представляли себе, как легко и без каких-либо усилий жмете лежа 100 кг или как ваши пальцы извлекают из музыкального инструмента чистые и красивые звуки. Может, вам повезло и вы на самом деле прочувствовали красоту и испытали радостное волнение в те первые несколько раз. Но затем непременно наступали суровые будни. Желаемый результат вполне достижим при освоении любого из выбранных инструментов, будь то спортивный тренажер, музыкальный инструмент или компьютерная клавиатура. Однако цена такого результата — длительное обучение и упорство. Кое-кто из нас в свое время посчитал слишком сложным научиться играть на музыкальном инструменте и занялся обучением какому-либо виду спорта, не менее сложному, например плаванию или теннису. Этот спорт на многие годы стал нашим увлечением, принося удовольствие наряду с разочарованием.

В чем же отличие тех вещей, которые мы отвергли, от занятий, превратившихся в наше многолетнее увлечение? Проведенные психологами исследования показали, что мы обычно отдаем предпочтение тем занятиям, при обучении которым довольно быстро начинаем чувствовать какой-то прогресс. Через какое время после начала тренировок начал вырисовываться рельеф мышц? Как быстро мы почувствовали, что обладаем определенными способностями? Осознание прогресса проистекает из сравнения того, что было первоначально, с текущими достижениями. Иными словами, при сравнении себя с самим собой.

Однако постоянно, изо дня в день газеты, учителя, тренеры, сокурсники, соученики и коллеги напоминают нам и нашим детям о том, что есть люди, которые в чем-то превосходят нас, но существуют и такие, кто в чем-то оказывается слабее нас. Когда у ребенка обнаруживаются способности, например, к гимнастике, некоторые родители тотчас же принимаются строить далеко идущие планы и мечтать об олимпийских победах. Если у ребенка наличествует природный талант художника, находятся страждущие провести аналогию с Пикассо.

Учитывая то, что большинство людей так любит сравнивать себя с окружающими, необходимо найти в этом что-нибудь положительное. Например: чужие достижения могут продемонстрировать, на что способен человек, или оказаться ценным советом по поводу того, как добиться такого же результата. Изучая особенности мышления и поведения успешных людей, можно узнать о своих возможностях и о том, каким образом их реализовать.

Но сколь бы ни было ценным подобное сравнение себя с другими людьми, здесь скрыта довольно серьезная опасность. Замечая разницу в способностях, человек иногда приходит к следующему выводу: «Мне никогда не сделать этого» или «Скорее всего, он обладает врожденным талантом». И если ваш ребенок, начав заниматься, к примеру, математикой или какой-нибудь другой наукой, не показал сразу многообещающих результатов, то их можно и вовсе не дождаться, и причиной этому станут те самые сравнения, которые способны разрушить любые надежды. Делается преждевременный вывод: «У меня для этого недостает способностей». Подобного умозаключения достаточно, чтобы уничтожить всякое желание продолжать что-то делать. Это может убить и ту радость достижений, которая вдохновляла улучшать свои результаты и молодого Пикассо, и Альберта Эйнштейна, поначалу показавшего полную неспособность к математике, и даже суперзвезду баскетбола Майкла Джордана.

Вы должны помнить: достижение успеха зависит от нашего собственного прогресса. Если ваш ребенок руководствуется в своем поведении и мышлении результатами, полученными при сравнении себя с самим собой, он будет воспринимать чужой успех через призму своего собственного развития, не испытывая к чужим достижениям ни зависти, ни ревности. Они, наоборот, станут для него источником вдохновения и образцом для подражания. Ваш ребенок научится радоваться чужому успеху, который послужит ориентиром для развития его способностей. Возможно, когда-нибудь и он сам станет для кого-то образцом успеха. Ведь человек только тогда высоко ценит собственный успех, когда познает его в полном объеме. Научив своего ребенка проводить сравнение с самим собой, вы сделаете ему самый лучший подарок из всех возможных. Поэтому, наш девиз по жизни: "Не сравнивай себя с другими!"

Читать дальше: Внутренний настрой

Назад: Инициативность и успешность

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом