Метапрограммы

Здоровье и психология

Структура реальности

Человек реализует две типичные стратегии для определения структуры реальности

Первый способ осмысления структуры реальности - аристотелевский, в котором вселенная представляет собой нечто статичное, неизменное, состоящее из частиц-объектов. Такая структура реальности позволяет людям созерцать жизнь с микро- и макроскопических позиций физики. Собственно говоря, физика как наука именно с этого и начиналась. Люди, которые придерживаются аристотелевской структуры реальности, в своей речи употребляют преимущественно существительные и номинализации (тоже существительные, но которые "в тачку не положишь", типа "логика", "возможность", "личность", "качество" и т.п., то есть овеществление процессов). Такие люди не мыслят мышление и познание без использования логики (тоже аристотелевской), которая наиболее полно проявляет себя в явном и скрытом использовании идентичности "есть" ("он - преступник", "она - лгунья", "я - неудачник").

Второй (неаристотелевский) способ осмысления структуры реальности состоит в том, что для его носителей реальность предстает в виде процессов. На концептуальном уровне действительность для них представляется в виде процессов, полных выплесков энергии. В отличие от аристотелевского (корпускулярного) мышления, неаристотелевское - волновое мышление, где объекты предстают всего лишь иллюзией нервной системы. В речи такие люди предпочитают глаголы, в большей степени склоняясь к использованию "квантового" мышления. Для них "все течет, все изменяется".

Данная метапрограмма является продолжением той метапрограммы, которая характеризует философскую направленность личности. Поэтому "аристотели" предпочитают выяснять "почему", тогда как другие - "как".

Выделение обоих типов людей, по-разному структурирующих реальность, условно в том смысле, что в чистом виде тех и других не бывает. Можно лишь говорить об определенном соотношении в мышлении человека тех и других паттернов. Однако разница между ними достаточно явно проявляется не только в мышлении, но и в поведении. 

Так, поскольку приверженцы аристотелевского структурирования реальности предпочитают все видеть в черно-белых тонах, то их мышление характеризуется категоричностью, детальностью и конкретностью. Эти люди либо "технари", либо, если они гуманитарии, то выбирают профессии юриста, ученого, в общем, человека, для которого необходима постоянная констатация фактов.

Для людей "квантового уровня" осмысления реальности характерна большая гибкость личности, высокая восприимчивость, поэтому они умеют хорошо подстраиваться под других людей. Из них получаются хорошие психологи и педагоги (не по образованию, а по призванию), политики, предприниматели. Они очень коммуникабельны, с ними легко налаживать контакты, однако у них может иметься своего рода недостаток: они нестабильны и легко рвут связи, если им это диктует конъюнктура жизни. Поэтому для "стабилизации" отношений с ними желательно зафиксировать факт "совместных начинаний" штампом в паспорте, брачным контрактом, договором, залогом и задатком, клятвой в присутствии других людей и т.д.

До сих пор государственная образовательная система направлена на развитие и закрепление аристотелевского мышления, что отражается на социальной и индивидуальной психологии многих людей, а также на социальной политике. Если на человеке ставится клеймо "преступник", то, несмотря на его квалификацию, другие личностные характеристики, его могут изолировать от общества, лишить права заниматься определенной деятельностью и занимать определенные должности, что приводит если не к выработке с его стороны устойчивой антисоциальной установки, то обрекает на иждивенчество. В итоге средства, выделяемые на борьбу с преступностью, поддерживают тот образ жизни, который продуцирует преступность. Однако данный уровень мышления характерен для ребенка и мышления первобытных людей. На смену ему придет новое мировоззрение, опирающееся на квантовую механику, теорию Эйнштейна, геометрию Лобачевского, фрактальную геометрию и т.п.

Нейролингвистическое программирование развивается на неаристотелевском структурировании реальности. Оно не делит объекты, например, на отталкивающие и привлекательные, а предпочитает задавать вопрос: "Как Вы определяете, что сталкиваясь с этим объектом Вам следует ужаснуться  или проявить к нему симпатию?"

Дальше: Вербальное и невербальное общение: предпочитаемый канал коммуникации

Назад: Философская направленность личности

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом