Метапрограммы
Вербальное и невербальное общение

Вербальное и невербальное общение

Люди обмениваются друг с другом информацией по двум каналам: вербальному и невербальному. Соответственно, существует вербальное и невербальное общение.

Вербальное общение состоит в передаче информации с использованием символьных систем, важнейшей из которых является язык. Помимо этого можно назвать еще такие символьные системы как математику, языки программирования, формулы, музыку, изобразительное искусство и т.д.

Невербальное общение осуществляется посредством сигналов, которые передают наше физиологическое и психологической состояние: поза, дыхание, движения глаз, жестикуляция и т.д. К невербальному средству коммуникации можно еще отнести и так называемую паравербалику: интонацию и тон голоса, скорость речи, ее громкость, акцентуация на определенных фразах и словах.

В процессе общения с живым человеком большая часть информации от него передается невербальным путем (по разным подсчетам от 80 до 93%). С его помощью мы узнаем не только о содержании сообщения, но и об отношении к нему говорящего, что в плане коммуникации имеет большее значение. Невербальный канал задает как бы контекст сообщения, придавая ему более более четкий смысл.

Во время коммуникации люди используют оба канала, однако здесь у различных людей можно обнаружить некоторые предпочтения одного канала перед другим. Одни люди в процессе беседы большее значение придают тому, что говорит его визави, а другие - как он это говорит.

Люди тех или иных профессий отдают предпочтение либо вербальному, либо невербальному общению. Среди первых можно назвать, например, юристов, чиновников и писателей, среди других - продавцов, актеров, врачей.

Злоупотребление определенным каналом получения информации может сделать общение неэффективным. Так, те, кто склонен получать информацию преимущественно вербальным путем, могут слишком буквально истолковать сказанное собеседником. Они обычно верят на слово, поэтому наивны и их легко обмануть. В свою очередь те, кто предпочитает невербальное общение, постоянно пытаются "прочитать мысли" собеседника, истолковать все по своему и судить по себе. Для последних характерна интуитивная сортировка.

На формирование предпочтительного канала получения информации сильное влияние оказывает репрезентативная система человека. Сильное влияние на это оказывает та среда, в которой рос ребенок. Так, если родители часто злоупотребляли доверием ребенка, то есть если они не выполняли обещаний, если их слова и поступки расходились, это может спровоцировать хроническое недоверие вербальнокм каналу.

Чтобы определить, какой канал коммуникации является предпочтительным, следует сначала смоделировать ситуацию, когда вербальный и невербальный уровни коммуникации передают различные метасообщения. Например, человек говорит о какой-то вещи как очень красивой, но вместе с тем на его лице можно "прочитать" признаки отвращения. Затем следует определить, какое сообщение (вербальное или невербальное) взято за основу. Таким образом можно протестировать как другого человека, так и самого себя.

Кстати, существует еще и третий тип людей, которые оба канала поступления информации рассматривают как валидные способы передачи и получения информации. Они к обоим каналам относятся как к парасообщениям, считая их равнозначными.

Дальше: Пассивность, агрессивность, уверенность

Назад: Структура реальности

 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом