Метапрограммы

Здоровье и психология

Лидерские качества

Эта метапрограмма характеризует то, как человек предпочитает осуществлять взаимодействие с другими людьми во время работы. В этом плане можно выделить три типа предпочтения: 1) независимый работник, 2) командный игрок, 3) руководитель.

1. Независимые работники четко знают, что им необходимо на работе для того, чтобы испытывать позитивные эмоции и чувства, что им необходимо для успешного функционирования при выполнении рабочего задания. Однако они плохо понимают, что необходимо другим людям для более успешного выполнения задания и, вообще, для успешного функционирования. Они также испытывают затруднения в том, чтобы даже зная о том, что другому человеку необходимо для успешного функционирования, сказать ему об этом.

2. Командные игроки стремятся к обеспечению успеха рабочего коллектива в целом. Они с трудом могут сформулировать, что им необходимо для успешного функционирования на работе. У них также возникают затруднения по поводу формулирования того, что нужно другим членам коллектива для достижения успеха и эффективного функционирования.

3. Руководители хорошо знают, что им необходимо для достижения успеха на работе, а также знают, что для этого нужно сделать другим людям, причем они могут сказать это своим коллегам без колебаний.

Можно выделить еще два типа, которые являются промежуточными по отношению к предложенным выше:

4. Зависимые работники обычно ждут от начальника, коллег и даже членов семьи, чтобы те сказали им, как правильно поступать на работе. Их манера поведения пассивная и выжидательная. Их "достоинством" является то, что стоит им дать четкую инструкцию, как они тут же берутся за дело и выполняют задание.

5. Потенциальные руководители хорошо знают, что им необходимо сделать для достижения успеха. Однако не чувствуют за собой права вмешиваться в деятельность своих коллег и давать им советы и указания. Желания руководить они, как правило, не проявляют.

Интересно отметить, что до сих пор психологи не могут однозначно ответить на вопрос о том, являются ли лидерские качества врожденными или приобретенными. Вероятнее всего, данная метапрограмма формируется на раннем этапе жизни человека, и определяющую роль здесь играет наличие необходимых моделей поведения со стороны родителей. Травматический опыт также может оказать определенное влияние, когда ребенок может подсознательно отказаться от попыток взаимодействовать с людьми и руководить ими.

Немаловажную роль также играют переживания на раннем этапе профессиональной деятельности. Если молодой работник получает удовольствие от руководства или работы в коллективе, то это служит сильным позитивным подкреплением в его будущей соответствующей деятельности.

Большое значение также имеет наличие наставника.

Назад: Типы личности: экстраверты и интроверты

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом