Отношения - это все!

Здоровье и психология

Раппорт

Установление раппорта с помощью речи

Не всегда наше общение с другими людьми осуществляется таким образом, чтобы мы имели возможность построить раппорт на основе телодвижений собеседника. Самый простой пример - общение по телефону, когда вы не видите ни выражения лица, ни позы другого человека. В подобных случаях, как, впрочем, и при личной встрече, достижению между вами раппорта может способствовать интонация и темп речи.

Построить эффективный раппорт с точки зрения нейролингвистического программирования в таком случае удастся, если вы внимательно изучите высоту голоса, интонацию и темп речи своего собеседника. Во время разговора с ним просто постарайтесь воспроизвести темп и интонацию его речи. Это также предоставит вам возможность  проникнуть в мысли вашего визави и тем самым как бы настроиться с ним на одну волну.

С другой стороны, если вы очень возбуждены и ваши мысли - ваши скакуны даже опережают вашу речь, а ваш собеседник еле-еле шевелит мозгами в этот момент, то вы вряд ли сможете составить конструктивный диалог и о чем-либо договориться.

Для построения раппорта таким образом в первую очередь следует обратить внимание на темп речи вашего собеседника. Темп может быть медленным, средним или быстрым. Обратите внимание на то, что некоторые люди во время разговора любят делать паузы. Другие способны говорить непрерывно, не успевая при этом даже нормально дышать. Отметьте для себя все особенности такого рода, поскольку они дадут вам возможность быстро подстроиться под собеседника.

Иногда люди заявляют, что уже пробовали ранее подстроиться под собеседника таким образом, но у них почему-то ничего не получилось. Скорее всего, сделавший такой вывод человек на самом деле только полагал, что поступает правильно. Дело в том, что во время общения для построения раппорта внимание следует обращать даже на малейшие изменения в интонации и темпе речи. Да что там говорить, попробуйте на практике этот прием сами и все поймете. 

Очень забавен в данном отношении один показательный пример воздействия, которое может оказать подстройка интонации и темпа речи. В Денверской национальной телефонной компании, что в штате Колорадо (США), произошел любопытный инцидент. Одной из сотрудниц отдела по обслуживанию клиентов, которую звали Мэри, нужно было всего лишь перевести телефонный номер клиента со старого места жительства (Нового Орлеана) на новое (в Денвер), куда он переехал. Мэри устроилась на работу в телефонную компанию совсем недавно и еще не имела необходимых навыков для выполнения такого задания, поэтому с целью уточнения некоторых технических вопросов она позвонила своей коллеге Джейн, с которой даже еще была не знакома. Джейн и Мэри еще почти ничего не знали друг о друге и даже не общались ранее, но их разговор по телефону протекал довольно ровно, и вскоре проблемы была решена. Любой человек, который во время их разговора находился бы рядом, наверняка заметил бы большую схожесть в интонации и темпе речи обеих девушек. Это и обеспечило успех разговора.

Однако совсем скоро после общения с Джейн Мэри решила позвонить в Новый Орлеан другой своей коллеге, которую звали Люси, с тем чтобы передать ей необходимую рабочую информацию. Люси из Нового Орлеана в разговоре была медлительной, голос ее к тому же был низким и мягким. А Мэри, в свою очередь, поддерживала свою обычную манеру разговора, то есть говорила высоким голосом и в быстром темпе. Несмотря на то, что до это этого разговора Мэри и Люси вообще никогда не общались, между ними во время разговора появилось некоторое напряжение. Серьезные различия в интонации и темпе речи послужили серьезным препятствием к полному взаимопониманию. Это, казалось бы, пустяковое обстоятельство впоследствии внесло в отношения между женщинами раскол.

Еще одним хорошим примером того, какое значение имеет умение подстраиваться под своего собеседника, является работа компании Белла. В те самые времена, когда она представляла собой всего-лишь несколько небольших региональных компаний, одна из них выделялась очень невысоким качеством обслуживания клиентов. Компания была завалена различными жалобами. Тогда ее руководство приняло решение провести небольшое исследование особенностей речи живущих в данном регионе людей. Как оказалось, значительная часть из них говорит в нос, имеет высокую тональность голоса и монотонную интонацию. Тогда консультант рассказал работникам компании о том влиянии, какое оказывает подстройка под голос собеседника на эффективность общения. Операторов очень быстро научили подстраиваться под особенности речи клиентов. И уже спустя несколько месяцев количество жалоб в сторону компании резко сократилось, более того, она вышла на второе место по качеству обслуживания в общем списке всех телефонных компаний.

В общем, внимательное отношение к невербальным сигналам помогает своевременно отследить нарушение раппорта, внести коррективы и сделать общение более эффективным.

Упражнение 24. "Интонация и темпа речи: настраиваем раппорт"

1. Представьте обычную ситуацию. Выберите такую ситуацию, которая не представляла бы для вас чего-то необычного. Например, это будет случайная встреча со старым знакомым или даже с незнакомцем где-нибудь в городе. Если вы смелы, то можете даже попросить этого человека помочь вам провести этот эксперимент. Для чистоты эксперимента рекомендуется даже сесть, повернувшись друг к другу спинами, что каждый из вас не имел представления о том, что другой собеседник собирается делать в следующий момент.

2. Подстройка. Во время диалога со своим собеседником обратите внимание на темп его речи и тон голоса. При ответе на его вопросы постарайтесь сделать темп и интонацию своего голоса похожими. Обращайте внимание на то, насколько ровно происходит ваше общение, доходит ли соответствующая информация до собеседника. Возникло ли у вас ощущение того, рапорт построен?

3. Нарушение подстройки. Через несколько минут после начала общения резко измените темп и тон своего голоса так, чтобы они серьезно отличались от таковых у вашего собеседника. Обратите внимание на то, как это отразилось на вашем взаимопонимании.

4. Восстановление подстройки. Вернитесь имевшуюся подстройку под собеседника. Насколько быстро у вас получилось восстановить нарушенный раппорт и наладить взаимопонимание?

Намного более эффективным является подстройка по интонации и темпу вместе с подстройкой под движения собеседника (об этом см. предыдущую статью). Такой "комплекс мер" помогает практически ммоентаьно налаживать отношения с другими людьми. В данном случае нужно держать ситуацию под контролем, поскольку вы сможете таким образом просто влюбить другого человека в себя. Поэтому без необходимости установлением раппорта со всеми встречающими вам по жизни людьми не занимайтесь. Чуть дальше мы также установим разницу между мгновенным раппортом и прочными и длительными отношениями, которые нам необходимо поддерживать на протяжении длительного периода времени.

Читать дальше: Построение раппорта: физическое соответствие

Назад: Раппорт в психологии

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом