Отношения - это все!

Здоровье и психология

Эмоции в общении

Как использовать эмоции в общении

Особое значение в учении о навыках общения имеет эмоциональная подстройка. Связано это с тем, что роль эмоций в общении переоценить невозможно. Эмоциональная подстройка позволяет выстроить раппорт даже в том случае, когда ваш собеседник взволнован или чем-то расстроен.

В связи с этим следует обратить внимание на один важный момент. Дело в том, что большинство психологов советую сохранять полное спокойствие в присутствии расстроенного или взволнованного человека. Но это не относится к ситуациям, когда вам необходимо наладить контакт и решить важный вопрос. А то может возникнуть очень интересная ситуация, когда ваш собеседник выкрикнет в вашу сторону "Я очень зол на тебя! Не могу понять, как ты мог это сделать!?" - вы вряд ли воспримите это безэмоционально  и с невозмутимым спокойствием спросите его: "А что такого произошло?" Вряд ли человек будет чувствовать себя лучше от того, что его собеседник невозмутим и спокоен, тогда как он сам разозлен до предела. Поэтому скорее всего, такая реакция приведет к противоположному результату - не только не успокоит человека, но и разозлит его еще сильнее.

Роль эмоций в общении трудно переоценить. Когда собеседник находится на эмоциональной волне, намного более эффективным оказывается попытка подстроиться под его состояние, выражающееся в активном поведении и бурной эмоциональной реакции. При этом вовсе не обязательно проникаться и соглашаться с тем, что он вам выговаривает в состоянии стресса. Достаточно дать ему понять, что вы понимаете и разделяете его чувства. Люди ведь кричат для того, чтобы их лучше услышали. Нужно воспринимать его эмоции как вербально, так и невербально, и это поможет вам быстро подстроиться под его состояние, даже особо не вникая в причины, которые вызвали такой шквал эмоций.

Поэтому если вам сказали, что на вас очень сильно разозлены или обижены, ваш ответ может быть таким: "Ты и в самом деле злишься (обижаешься) на меня. Что ж, я то же этим огорчен". Главное в такой ситуации, чтобы ваши слова выглядели искренними, а не как издевка, а для этого нужно, чтобы интонации голоса были в гармонии с тем, что вы говорите. Реагируя на эмоциональный фон своего собеседника вербально или невербально, вы ему как бы даете понять, что принимаете его в беседе таким, каким он есть на самом деле. По правде говоря, такое некритическое восприятие человека - лучшая услуга, которую вы можете оказать своему визави.

В дальнейшем вам необходимо будет удостовериться в том, что собеседник принял и понял ваше отношение к его состоянию и к нему самому. Присмотритесь к его поведению. Если вы все сделали правильно, то человек понемногу начнет расслабляться и его раздражение сойдет на нет. Это совершенно закономерно, поскольку множество проблем в отношениях между людьми возникает только из-за того, что люди ощущают безразличие к их персоне со стороны окружающих. Поэтому если вы сумеете разуверить их в этом посредством принятия их эмоционального состояния, это приведет к уменьшению негативных чувств.

И только после выплеска эмоций ваш собеседник сможет начать адекватно воспринимать голос вашего разума. Вот тогда и можно будет приступить к решению проблемы, начав примерно так: "Предлагаю присесть, что вы смогли мне рассказать о том, почему это вас так сильно расстроило. Думаю, нам следует обсудить причины возникшего недоразумения, а потом прояснить все спорные моменты ради сохранения наших отношений. Как вам такое предложение?" Вряд ли ваш собеседник откажется от такой конструктивной позиции, поскольку он тогда действительно начнет чувствовать, что вы готовы проникнуться его отношением к случившемуся. Поэтому роль эмоций в общении в том, что они (эмоции) помогает лучше подстроиться под собеседника.

Действуя подобным образом, вы даете своему собеседнику понять, что за этой неприятной ситуацией спрятан положительный фундаментальный слой отношений, который не может быть разрушен мелкими непонятками. Ведь если вы не прячетесь от проблем и не избегаете неприятных разговоров, значит в целом по отношению к этому человеку вы настроены положительно и вам есть ради чего продолжать отношения. Значительная часть методик, разработанных специалистами в области нейролингвистического программирования, опираются именно на эту базовую посылку. Главное в таких случаях, чтобы вы сами были настроены на конструктивный лад, улучшение качества общения и позитивную волну в отношениях с окружающими людьми. Если вы будете всегда придерживаться этой установки, то вам по силам будет разрешать и намного более серьезные конфликты.

Читать дальше: Профессиональная компетентность и общение

Назад: Построение раппорта: физическое соответствие

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом