Самоуважение и самооценка

Здоровье и психология

Индивидуальность

Где ваша индивидуальность?

Индивидуальность человека играет определяющую роль в плане самооценки. Точнее, речь идет об осознании своей индивидуальности.

Любой уважающий себя человек в разговоре очень часто употребляет фразы с личным местоимением "я" и намного реже фразы с местоимениями "мы" и "ты". Человек, у которого достаточно развита самооценка, построит фразу так: "Я сегодня чувствуя себя превосходно". А вот человек с заниженной самооценкой
может сказать так: "Знаете, бывает ведь так, что чувствуешь себя хорошо" или "какой сегодня хороший день". Разница налицо: человек с высокой самооценкой отделяет себя от внешних обстоятельств, вещей, идей и людей.

Применение личного местоимения "я" демонстрирует независимость человека от других людей в своих желаниях, потребностях и переживаниях, которая помогает человеку защищать свою личность от негативных воздействий извне. Но при таком подходе нужно понимать, что именно человек ощущает и чего он конкретно желает. То есть нужно как бы говорить всем: «Я принадлежу только самому себе. Я такой, какой есть. Я люблю себя, и все свои недостатки и достоинства».

Человек, обладающий высокой самооценкой, убежден в том, что и все другие люди тоже имеют право на личностное самовыражение и могут, когда им заблагорассудиться, выражать свои эмоции, желания и чувства. Поэтому высокая самооценка также предполагает наличие индивидуальных черт, которые позволяют демонстрировать людям свои исключительность и быть не похожим на человека из толпы. Оценивая себя на достаточно высоком уровне, человек получает чувство защищенности, в то же время позволяя себе оставаться тем, кем он есть на самом деле, не корча из себя черт знает кого. Он абсолютно искренне ощущает себя полностью защищенным, чтобы позволить себе быть самим собой, то есть настоящей личностью, не похожей ни на кого другого, но имеющей свои собственные идеи, ощущения, ценности и жизненные цели.

Быть личностью — это значит обладать умением открыто и без тени смущения выражать себя. Это также может быть равнозначно способности говорить другому человеку «да» и «нет». Если человек не умеет отказывать другим людям, то все его «да» зачастую просто бессмысленны. Если он всегда выражает свое согласие с другими людьми, это значит, он не способен выбирать и утратил необходимый для полноценной жизни уровень самооценку, непосредственно связанный со свободой выбора.

То же самое имеет место и в случае, если человек вынужден всегда говорить «нет». Говоря другими словами словами, вынужденное поведение, при котором люди всегда должны говорить либо «да», либо же на все отвечать «нет», приводит к ограничению свободы выбора, а следовательно, к снижению своей самооценки.

В последнее время в психологии довольно много говорят о такой разновидности потери свободы выбора, как созависимость (взаимная зависимость). Первая Национальная психологическая конференция, посвященная этой теме и проводившаяся в 1989 году (Скоттсдейл, штат Аризона, США), дала следующее определение созависимости — это "зависимость от вынужденного поведения и от одобрения, которое выражается со стороны других людей, в целях достижения безопасности и самоутверждения". Самоутверждение — это просто другое название, то есть синоним, самооценки. Низкая самооценка, при которой человек не придает собственной личности почти никакого значения, ограничивает для нас возможность выбора в самых различных ситуациях. Такого рода отсутствие выбора в подавляющем большинстве случаев говорит именно о созависимости или о других видах вынужденного поведения.

Стоит особо отметить, что человек, не ощущающий ценности собственной личности, способен проигнорировать или утратить многие из доступных ему возможностей. Неуверенность в себе, вызванная низкой самооценкой, лишает человека права выбора. А отсутствие свободы выбора, как известно, заставляет этого человека воспроизводить свое вынужденное поведение даже в тех случаях, когда оно оказывается весьма неэффективным. Подобное поведение буквально гарантирует отсутствие жизненного успеха, а это, в свою очередь, еще больше обусловливает потерю веры в себя, в собственную индивидуальность. Порочный круг от низкой самооценки только замыкается, индивидуальность человека утрачивается.

Инна - бизнеследи средних лет. Она поведала, что за последний период приняла несколько очень важных решений с тем, чтобы в свою жизнь привнести независимость, однако затем она по какой-то непонятной причине стала уверять себя, будто потерпела в результате принятых решений полное фиаско. Инна сочла, что причиной такого самоощущения стала созависимость, поскольку всякий раз, когда она пыталась проявить собственную индивидуальность, она испытывала дискомфорт и у нее ничего не получалось. Перепробовав массу доступных ей способов для повышения собственной самооценки, она вдруг поняла, что буквально по всем направлениям потерпела поражение. Это ощущение предстоящей неудачи обусловило и манеру поведения женщины — она всегда старалась быть предельно осторожной. Как результат такого поведения — неуклонное снижение эффективности. Инна осознала, что получает все меньше одобрения и от окружающих ее людей, и от самой себя. Все это в совокупности еще сильнее укрепило ее уверенность в собственной никчемности.

Хотя умом эта женщина и понимала, что она довольно успешный человек и в глазах значительной части людей ее жизнь представляется довольно успешной. Однако на внутреннем, эмоциональном уровне ее убежденность в собственной никчемности была непоколебимой.

Попробовав докопаться до источника заниженной самооценки, она провела анализ всех своих внутренних представлений о самой себе и с удивлением для себя обнаружила большой и подавляющий образ своей матери, которая как бы в знак неодобрения ее поступков глядя на нее с упреком покачивала головой. Тогда Инна поняла, что ее мысли о собственной никчемности и отказ от жизненного выбора как результат всех этих размышлений о себе непосредственно связаны с этим внутренним образом матери.

Когда в подобных случаях применяется психотерапевтический подход, то обычно анализу подвергаются прошлые события, которые, предположительно, должны помочь отыскать корни этого образа. Иногда такой подход представляется весьма плодотворным, особенно если требуется устранить негативный образ и поставить на его место что-либо более позитивное. Однако с целью изменения непосредственно беспокоящего внутреннего образа лучше все-таки воспользоваться множеством техник, которые представлены в рамках нейролингвистического программирования.

С помощью соответствующих субмодальностей Инна легко изменила размер образа своей укоряющей матери. Еще немного увеличив его размеры, она почувствовала себя намного хуже, а сделав этот образ очень маленького размера, она значительно улучшила собственное состояние. По окончании контрольной проверки она осознала, что, когда образ ее матери становился в ее представлении небольшим, нечетким, черно-белым и как бы удаленным от нее, он сразу же переставал оказывать на нее вообще какое-либо воздействие. Изменив свое представление образа матери, Инна легко избавилась от негативного, вызывавшего у нее крайне неприятные ощущения образа матери, однако вместо этого образа у нее не возникло автоматически позитивного образа. А природа, как известно, не терпит пустоты, поэтому ощущать себя удовлетворительно оказалось для нее недостаточно, и она предпочла сделать так, чтобы ей было превосходно на душе. Добиться этого ей помог еще один прием нейролингвистического программирования, который был разработан Ричардом Бэндлером и назывался «Переключатель» (читайте следующую статью).

Читать дальше: Страх публичных выступлений: как преодолеть?

Назад: Самоуважение человека

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом