Создание уверенности в себе

Здоровье и психология

Ценный жизненный опыт

Жизенный опыт - самое ценное, что у нас есть

Очень многие люди при наличии достаточной компетентности недостаточно уверены в себе, что лишает их возможности даже при этих условиях чувствовать себя достаточно комфортно в своей среде, а кроме того, это отбивает всякое желание развивать и затем продемонстрировать свою уверенность. Очень хорошо это заметно, например, в случае боязни публичных выступлений: человек может свободно общаться со своими коллегами, но перед большим количеством слушателей почему-то чувствует себя крайне неловко.

Но современный мир таков, что для проявления всех своих способностей, знаний, умений и навыков, просто необходимо быть уверенным в себе. Определенной части людей не хватает уверенности не потому, что им не дано это от природы, а потому, что им не хватает умения настроить свои мысли, чувства и ощущения на уверенность. И они очень многое теряют, ведь даже, например, именитый профессор может сделать уйму научных открытий, но если он не умеет выступать перед публикой с лекциями, он вряд ли станет ученым, которого захотят пригласить и послушать в различных университетах  мира.

Конечно же, начинать нужно с компетентности, но здесь опять неуверенность в себе может сыграть роковую роль, ведь неуверенный в себе человек не стремится к развитию, он боится, что именно у него это не получится.

Как можно стать более компетентным в конкретном деле и что необходимо для этого предпринять? Вспомните, с какой конкретной задачей вы справляетесь очень легко и умело, пусть даже речь идет всего лишь о езде на велосипеде. В тот день, когда вы перекинули ногу через раму велосипеда, вас, скорее всего, просто бросало в дрожь от обилия факторов, которые необходимо было контролировать: крутить педали, да еще с достаточной скоростью, держать равновесие, правильно держать руль, смотреть впереди себя на дорогу и т.д. Вполне возможно, что перед тем, как начать ездить, вы несколько раз падали и, может быть, даже, набили не одну шишку. Но уже совсем скоро вы стали ездить на велосипеде более уверенно, хотя до сверстников, способных летать по двору не держась за руль, вам было еще далеко. Теперь же, спустя столько лет, вы берете велосипед, садитесь и проезжаете на нем большие расстояния, ловко огибая лужи и перескакивая через небольшие препятствия, не останавливаясь и даже не думая над тем, как это вы едете и не падаете. Вы приобрели определенный навык, который позволяет вам не только ездить на велосипеде самостоятельно, но еще и учить этому других. И каждый раз, как только вы чему-нибудь научились, в своем развитии вы последовательно проходите те же стадии процесса обучения, приобретая жизненный опыт. Вот они:

  • Неосознанное незнание. Прежде чем вы чему-либо научились, вы не могли знать, сможете ли вы вообще когда-либо научиться этому, поскольку раньше вы об этом даже не думали.
  • Осознанное незнание. Как только вы приступаете к освоению какого-либо навыка, вы сразу осознаете свою некомпетентность.
  • Осознанное знание. Спустя некоторое время вы научаетесь делать определенные вещи и у вас уже есть нужный навык, однако пока вы еще действуете сознательно, так как постоянно думаете о том, какое действие вам нужно осуществить в следующий момент. Это еще не профессионализм, поскольку человек временами "дергается", но уже и не дилетантство.
  • Неосознанное знание. После достаточно долгой практики вы постепенно достигаете такого состояния, когда вы все действия, составляющий навык, делаете неосознанно, как бы на автомате, не задумываясь также о последовательности действий. Это уже профессионализм.

Осознание того момента, что каждый раз при обучении чему-либо мы обязательно последовательно проходим все эти стадии, позволило бы намного терпимее и снисходительнее относиться ко всем тем ошибкам и неудачам, которые мы совершаем по незнанию, только обучаясь какому-либо навыку. Когда человек воспринимает свой жизненный опыт как необходимый этап саморазвития, он совершенно по-другому относится и к неудачам в своей жизни.

Однако некоторым людям свойственно совершать ошибки на пути к приобретению опыта. Самая главная из них - установление для себя завышенных норм и критериев. Это может привести к тому, что человек в дальнейшем даже откажется приобретать новые навыки, поскольку он как будто заранее знает о том, что самым-самым профессионалом в этой области ему не стать. Если бы только в нужный момент люди задавали сами себе вопрос о том, какой бы была наша жизнь, если бы еще в детстве ставили бы перед собой завышенные критерии, типа: "Зачем учиться ходить, когда я все равно не стану олимпийским чемпионом по бегу (спортивной ходьбе)?" Разве человек с таким взглядом на жизнь смог бы освоить вообще какой-либо навык? Если бы это действительно было так, то все люди всю жизнь проползали бы на четвереньках, а жизнь была бы скучна и однообразна. Каждый ребенок делает кучу ошибок только для того, чтобы познать мир, чтобы узнать, чего ему действительно в этой жизни интересно. 

Технологии НЛП, конечно же, не превратит человека в гения в один момент, но они предоставляют ему возможность подготовиться к тому, чтобы начать эффективно действовать в ситуациях, помогающих приобрести бесценный жизненный опыт. И ни в коем случае нельзя забывать о том, что при обучении чему-либо самым главным элементом является использование так называемой текущей обратной связи.

Одна из пресуппозиций НЛП такова: «Нет неудач, есть лишь обратная связь». Один из друзей Роберта Дилтса (один из основателей НЛП) перепробовал множество вещей, и все неудачно. Дилтс однажды спросил его: «Как ты можешь не разочаровываться, столько раз испытывая неудачи?» Его друг ответил ему так: «Когда что-нибудь не работает или не срабатывает, я верю в то, что это может помочь решению другой задачи».

Есть еще одна пресуппозиция НЛП: «Если то, что вы делаете, не приносит вам пользы, тогда начните делать что-то другое. Делайте что угодно, но обязательно пробуйте что-то еще». Если вы хотите добиться успеха в деле одним определенным способом, но у вас с его помощью ничего не выходит, значит, вам нужно попробовать другой способ. Всякий раз, пробуя что-либо и понимая, что ничего не получается, будьте уверены: какой-нибудь другой прием обязательно сработает, ведь у вас уже есть самое главное - жизненный опыт. Один мудрец как-то сказал: «Хорошее умозаключение делается, исходя из опыта. Для опыта достаточно даже слабого умозаключения».

Очень важное правило в нейролингвистическом программировании заключается в том, чтобы научиться проигрывать различные варианты поведения, которое имеют в вашей жизни большое значение. При этом нужно действовать так, как режиссер: представлять различные сценарии, вырезая не самые удачные моменты, взамен их добавляя новые эпизоды. Так нужно делать до тех самых пор, пока смонтированный "фильм" вас полностью не удовлетворит. С помощью данной позиции вы имеете возможность даже увидеть выражение своего лица и выражения лиц других участников рассматриваемого события, что дополнительно даст вам еще возможность предвосхитить те ощущения, которые вы сможете испытать  уже в реальной жизни при повторении аналогичной ситуации.

Затем, когда появится необходимость воспроизвести предполагаемую ситуацию в реальной жизни, нужно попробовать воспринять ситуацию как бы изнутри, перейдя из позиции стороннего наблюдателя в «Я»-позицию. При этом особое внимание нужно обратить на следующие действия.

Во-первых, вы анализируете сценарий развития события таким образом, чтобы убедиться, что в реальной действительности все происходит не хуже, чем при взгляде с позиции стороннего наблюдателя. Во-вторых, вы вполне можете обнаружить во время ассоциированного переживания ситуации, которые вызовут в вас желание привнести в свое поведение некоторые дополнительные детали, или вы просто можете осознать, что упустили из виду какую-либо важную деталь. В таком случае вам снова следует вернуться к началу выполнения техники и начать весь процесс воспроизведения ситуации заново. В-третьих, проигрывая свое новое поведение, вы как бы создаете для своей психики алгоритм автоматического реагирования на обозначенные вами для самих себя ключевые моменты, причем реагирования именно тем способом, который вам представляется наиболее привлекательным с точки зрения стороннего наблюдателя. При этом вы как бы добавляете к своему видению ситуации те ощущения, вкус, запах, звуки и образы, с помощью которых ваше представление ситуации будет выглядеть максимально реалистичным.

Читать дальше: Развитие уверенности в себе на каждый день

Назад: Гибкость поведения

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом