Сущностная трансформация

Здоровье и психология

Как избавиться от вредной привычки

Вопрос "Как избавиться от вредной привычки" мучает людей с незапамятных времен

Впрочем, проблема намного глубже и ее нельзя свести к лишь к вредным привычкам. 

Собственно говоря, нашему подсознанию никакого дела нет, вредна ли та или иная привычка или нет. Привычка - это проявление фундаментального закона психофизиологии, который называется динамическим стереотипом. Проверенный однажды в реальной жизни вариант поведения, вызвавший позитивное подкрепление, запечатлевается нашей нервной системой как единственно возможная безопасная форма поведения, способная удовлетворить конкретную потребность. Для глубин подсознания человека неапробированные на практике варианты поведения смерти подобны. Поэтому нарушение привычной формы поведения вызывает в человеке негативные эмоции, которых человек стремится во что бы то ни стало избежать. И дело нет нашему подсознанию, насколько вреден тот или иной вариант поведения, поскольку он выбирает всегда по критерию "проверено - неизвестно", отдавая предпочтение первому.

Но только динамическим стереотипом проблему вредных привычек не объяснить. Если бы человек действовал всегда стереотипно, он не смог бы даже задуматься о том, плох тот или иной вариант поведения. Именно так себя ведут животные, которым, например, в цирке нет дела до того, насколько интересно зрителям представление с участием этих самых животных. Они выполняют трюк и получают свой кусок сахара или другую вкуснятину. У человека очень развита система потребностей. Все потребности образуют в мозгу человека очаги возбуждения. Наиболее актуальная на данный момент потребность, захватывающая нас целиком, называется доминантной потребностью или просто доминантой. У доминанты только два конца: 1) удовлетворение (поел, поспал, посмотрел книгу, соблазнил девушку), 2) вытеснение другой, более сильной доминантой.

Удовлетворить все потребности современного человека вряд ли возможно. Причина кроется не столько в большом количестве этих потребностей, сколько в том, что некоторые из них сильно гипертрофированы. Люди хотят быть самыми богатыми, самыми успешными, самыми знаменитыми, самыми красивыми, в общем, самыми-самыми. Естественно, что поскольку критериев этого "самого-самого" не существует, то большую часть жизни человек посвящает удовлетворению своих надуманных, виртуальных потребностей, которые отходят на второй план лишь в те моменты, когда актуализируются более базовые потребности (см. пирамиду потребностей А. Маслоу). Именно это объясняет, почему во время войн резко снижается количество неврозов у населения: на первое место выходит потребность в выживании, которая задвигает более высокие потребности.

В обычном же состоянии современного цивилизованного человека, когда удовлетворены все его физиологические потребности, когда он находится в относительной безопасности, его личность начинает как бы разрываться на части. Причиной этого разрыва являются нереализованные виртуальные потребности, образующие в его мозгу несколько очагов возбуждения. В итоге возникает то, что в психологии принято именовать множественной личностью, нарушением целостности и т.д. Получается как в басне И.А. Крылова "Лебедь, рак и щука".

Поэтому люди нередко говорят что-то типа этого: "Как будто-то какой-то бес заставил меня сделать это", "Какая-то часть меня все равно не может простить обиду на этого человека", "Меня как будто подменили", "Я понимаю, что этого делать нельзя, но вместе с тем не могу этому сопротивляться" и т.д.

Когда люди делают подобные утверждения, они имеют в виду, что не могут полностью контролировать свое поведение. Происходит так, что в определенный период времени по неведомым для самого человека причинам некоторые части его психики решают, что в данной ситуации лучше сделать плохой поступок, они опережают здравый смысл и делают этот самый поступок, очередной раз удовлетворяя неосознанную потребность. Ну, а поскольку эта неосознанная потребность удовлетворена и отвечающая за нее часть личности уснула, на первый план выходит уже другая часть личности, обычна та самая, которой приходится решать проблемы, созданные предыдущей частью. Картина похожа на ту, когда родитель заходит в комнату шаловливого ребенка и видит там страшенный бардак.

В итоге значительную часть жизни человек испытывает смешанные чувства, то есть одна часть нашей личности чувствует одно, а другая часть нас чувствует совершенно другое. С одной стороны, мы хотим сделать какую-то важную работу качественно и быстро, с другой, хочется все бросить и уехать куда-нибудь отдохнуть. Мы считаем необходимым наказать ребенка за провинность, но в то же время мы хотим быть терпеливыми и любящими родителями. Мы хотим съесть вкусный бутерброд, но в то же время хотим сбросить лишние килограммы.

Умение работать с этими частями личности позволяет прийти к целостности. Если же оставаться на позиции борьбы с самим собой, если думать об изгнании этих "смешанных чувств" и связанных с ними переживаний, если думать как постоянно держать себя в ежовых рукавицах, то мы будем только убивать себя, ведь при борьбе с самим собой мы всегда лишаемся какой-либо своей части. И пусть этой убийство будет не в прямом, то есть не в биологическом смысле, легче от этого не станет. Борьба с какой-либо своей частью приведет либо к выигрышу той самой части, с которой мы боремся (это было бы к счастью и свидетельствовало бы о хорошо развитом инстинкте самосохранения), либо к лишению нас части нашей личности, то есть к деградации.

Как же тогда быть, как избавиться от вредной привычки? Читайте об этом в следующей статье.

Назад: Сознание и бессознательное

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом