НОВОСТИ НАУКИ

Здоровье и психология

Что такое дженерики

А вы знаете, что такое дженерики?

Возьмём простую ситуацию: у вас боли в пояснице, невралгия, подагра или ещё какой-нибудь подобный недуг. Вы идёте в аптеку и покупаете противовоспалительный препарат… какой? Наверняка многие приобретут разрекламированный «Нурофен», цена которого примерно 120 рублей, или новые марки подобных препаратов, например, «Ибуклин». А вот обыкновенный «Ибупрофен», который стоит 10 рублей, многие проигнорируют - потому что дешёвый, упаковка некрасивая и неяркая, да и производится непонятно в какой шарашке…

В действительности «Нурофен», «Ибуклин» и некоторые другие подобные наименования - всего лишь торговые марки: внутри этих коробочек - тот самый ибупрофен. «В довесок» таблеточки могут содержать красители и вкусовые добавки - и только. Но разве здравомыслящий человек будет приобретать противовоспалительный препарат, чтобы он был сладким и приятным на вкус, да ещё и красивым внешне? Тут побыстрее глотать пилюлю нужно!

Ибупрофен - это не название продукта, а название химического вещества. Маленькие «нераскрученные» предприятия чаще всего производят лекарства, не сочиняя никаких «торговых наименований», указывая на упаковке только название вещества. Таковы гидрохлорид дротаверина (30 р.), который под именем «Но-шпа» продаётся уже по цене 150 р., парацетамол (5 р.), который под маркой «Панадол» стоит уже 50 р., и множество других препаратов.

Такие препараты именуются дженериками (или «генериками»). Этот термин относительно недавно стал известен россиянам, но он обладает очень глубоким вещественным смыслом. Дженерики определяются обычно как препараты, производящиеся под международным непатентованным названием, или такие, патентная защита которых истекла. То есть препараты, производить которые ранее имело право только одно предприятие (или несколько), теперь может производить кто угодно. Но почему же такое разительное отличие в стоимости дженериков и «фирменных» препаратов, если они абсолютно идентичны по составу? «Панангин» («фирменное» название аспаркама) стоит в 14 раз дороже «Аспаркама», «Имодиум» - в 15 раз дороже «Лоперамида» и т. д.

В источниках часто встречается такое объяснение этого: организация, разработавшая препарат, потратила много денег на его исследование, тестирование, выявление побочных эффектов, противопоказаний, разработку технологии производства. Нынешним компаниям, производящим дженерики, всё это не нужно: они производят уже изученный препарат, им не нужно придумывать методику производства - за них это уже сделано, у них есть готовое оборудование, препараты не нужно тестировать.

Правда в этом, разумеется, есть. Но на самом деле не только из этого складывается высокая стоимость «фирменного» препарата. Главная часть этой высокой стоимости – именно «фирменность» продукта. Мы переплачиваем, как это сегодня принято говорить, «за бренд». Рекламная индустрия - пожалуй, наиболее прибыльный бизнес в сегодняшнем мире. Это и понятно: производитель стремится не просто производить товар, по сути - заурядный, а убедить как можно более широкую массу, что только его препарат наиболее полезен и эффективен. Рекламная индустрия в наши дни превратилась в самостоятельную отрасль. Это, так скажем, «производство знаков». Система «выдала» соответствующий результат: немало людей склонны мыслить именно знаками, а не реальными вещами.

Если лет этак сто назад владелец предприятия сам разрабатывал рекламную кампанию для продвижения своего товара, то теперь этим занимаются рекламные агентства, пиар-менеджеры, специалисты по «раскрутке» и т. д. Эти люди часто имеют прекрасную подготовку в области психологии и знают, под каким углом представить предмет, чтобы его продать. Девизом людей этой профессии служит фраза «Продать можно абсолютно всё». А раз так, производитель может не волноваться по поводу необходимости улучшать товар, а потратить средства на создание рекламного образа.

Многие знакомы с эффектом плацебо: недуг может ослабиться или полностью «излечиться», если пациент верит в силу препарата, даже не зная, что именно находится в его основе (это может быть обычный воздух или вода). Рекламная индустрия работает именно на этом свойстве: клиент при покупке товара должен получить удовольствие, немалая часть которого - результат наглядного созерцания предмета. Поэтому мы имеем: яркие, разноцветные упаковки, красивые и удобные для запоминания наименования, многоцветные, лоснящиеся таблеточки с приятным вкусом… и совершенно заурядное действующее вещество (основу лекарства) - такое же, как и в препарате за 10-20 рублей.

Известная поговорка гласит: хороший товар в рекламе не нуждается. Поэтому производители фирменных лекарств очень болезненно относятся к появлению дженериков и делают всё возможное, чтобы выставить их в чёрном свете. Методами самой грязной пропаганды и антирекламы, ведь производство препарата (самого действующего вещества) не защищено патентным правом, а так хочется быть по возможности единственным поставщиком спасительных таблеточек! Фирмы тратят дополнительные средства на дополнительную рекламу себя и антирекламу в отношении конкурентов, далеко не всегда задумываясь о том, чтобы потратиться на улучшение свойств самого препарата. И наоборот, фирмы, которые действительно улучшают свою продукцию, к дженерикам относятся более терпимо. К слову, средств на дополнительную рекламу часто нужно больше, чем на модернизацию товара, поэтому «раскрученные пустышки» более резко отличаются по цене от дженериков, чем более-менее обновлённые лекарства.

Помните, что дженерики по эффективности действия в основном не отличаются от фирменных препаратов, если только те не имеют каких-либо полезных новшеств в своём составе. Поэтому бояться дженериков не стоит. Совсем другое дело - подделки, производители которых открыто обманывают покупателя: вместо действующего вещества в них могут находиться менее активные или вовсе бесполезные, оттого они и дешевле. Иной раз может попасться и откровенная отрава. Но это, к счастью, редкость. Подделки, как и копии (препараты, идентичные фирменным, но производящиеся с нарушением патентных прав), запрещены законом, тогда как дженерики - вполне легальные препараты. В общем случае отличить подделку от хорошего дженерика легко: настоящий препарат сопровождается подробной инструкцией и данными производителя, а в подделках этого нет.

Читайте:

Что должно быть в домашней аптечке

Лекарства в дорогу с ребенком

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом