ОБЩЕСТВО И МЫ

Здоровье и психология

Агрессивность человека

Как прогресс общества влияет на агрессивность людей

Многие из нас полагают, что с развитием человеческой цивилизации люди становятся добрее, а агрессивность человека уменьшается. На первый взгляд, это действительно так. Методы воспитания детей становятся более гуманными, совершенствуются правоохранительные институты, государства объединяются в деле борьбы с наиболее опасными преступлениями и т.д. По данным антропологов, около 200 тыс. лет назад наши предки едва доживали до 30 лет (средняя продолжительность жизни была еще меньше), причем 80% из них погибали в результате черепно-мозговых травм (!), то есть не своей смертью, а от рук соплеменников и внешних врагов.

Однако нас все-таки интересует не состояние дел в обществе, а именно типичный человеческий индивид, воплотивший в самом общем виде все психические свойства людей своего времени, этакий "средний современный человек". Так вот, ответ на вопрос о том, меняется ли агрессивность человека с прогрессом общества однозначен: нет! По своим внутренним психическим характеристикам житель эпохи неолита, средневековья, середины ХХ века ничем друг от друга не отличаются. Развитие человеческой цивилизации не делает человека ни злее, ни добрее.

В Библии есть притча про доброго самаритянина, который в отличие от других ее персонажей помог страждущему куском хлеба. Эту притчу рассказали студентам Пристонской духовной академии (чувствуете интригу) и попросили их в свою очередь прочесть эту притчу школьникам.

По дороге к месту чтения проповеди организаторы эксперимента поместили на переднее сиденье автобуса человека, которому поручено было сыграть интересную роль. Как только автобус подъезжал к зданию школы, останавливался и открывал дверь, актер начинал биться в судорогах, падать, стонать и заходиться от кашля. 90 % семинаристов, полагающих, что они опаздывали на проповедь, не предприняли ничего, чтобы помочь страдающему человеку! Они его перешагивали и уходили прочь от автобуса.

При опросе каждый из них давал довольно убедительные доводы о том, почему они не стали оказывать помощь: "не имею навыков оказания неотложной помощи" (ложь, поскольку их этому обучали на начальных курсах обучения), "я и так опаздывал", "найдутся другие, кто сможет помочь" и т.д.

В 1971 году в Стэнфордском университете США проводился уникальный эксперимент, который заключался в том, что его организаторы набрали группу студентов-добровольцев, которых путем жеребьевки разделили на две подгруппы. Первой подгруппе была уготована роль заключенных, второй - тюремных надзирателей. Надо еще добавить, что к участию в эксперименте допускались только те молодые люди, которые не имели криминального прошлого, не были склонны к депрессии, повышенной агрессивности или иной психологической патологии, т.е. к участию в эксперименте были допущены только здоровые, интеллектуально развитые и уравновешенные юноши.

Импровизированная тюрьма располагалась в подвале психологического факультета, а саму затею студенты в начале воспринимали как развлечение. Но уже через несколько дней от веселья не осталось и следа. "Надзиратели" стали проявлять недетскую жестокость по отношению к "зэкам". Одни по всем внешним признакам получали от этого явное удовольствие, другие испытывали животные страх и ненависть по отношению к первым. Вместо запланированных двух недель эксперимент продлился всего шесть дней, так как его пришлось прервать из-за трагического события: в столкновениях между "представителями администрации исправительного учреждения" и "заключенными" появились жертвы с обеих сторон.

Еще один пример, точнее, эксперимент, проводился в Йельском университете. Ассистенты-добровольцы одного профессора, который якобы исследовал влияние наказания на эффективность обучения, должны были следить за тем, как пристегнутый к креслу испытуемый решает задачи на запоминание слов. За каждую ошибку он подвергался наказанию - удару электрическим током. Причем с каждой ошибкой сила удара возрастала (от 15 до 450 вольт). Ассистент не знал, что в кресле на самом деле находится актер, которому было поручено имитировать страдания в соответствии с силой удара, которого он не получал, а только незаметно для ассистента отслеживал на табло.

Причем перед началом эксперимента каждому из ассистентов предлагалось испытать на себе силу удара в 150 вольт.

Так вот, в процессе эксперимента находящийся в кресле человек буквально молил прекратить эксперимент, жаловался на сердце, а затем и вовсе "терял сознание". Однако, даже не взирая на эти чудовищные жестокости, экспериментатор (профессор) требовал от ассистента включать рубильник.

Накануне этого эксперимента опытные психологи выдвинули предположение, что не более 20% ассистентов перешагнут рубеж в 150 вольт, и только 1% сможет довести напряжение до максимума. И на самом деле, значительная часть ассистентов, подойдя к порогу в 150 вольт, начала возражать и просила прекратить опыты над людьми, одновременно отказываясь брать ответственность за последствия на себя. Но давление авторитетного профессора оказалось достаточно сильным для того, чтобы вопреки предсказаниям организаторов эксперимента, 65% добровольцев довели напряжение до 450 вольт. Впоследствии эксперименты повторили в других странах (Австралии, США, Испании, Иордании, ФРГ), но везде получали примерно одинаковые результаты.

Как видно из всех этих экспериментов, агрессивность человека определяется его ролевой структурой в обществе. Любой человек в любой момент может раскрепостить подавленные садистские наклонности, а также при умеренном давлении со стороны авторитетов люди готовы снять с себя груз личной ответственности и даже сохраняя сочувствие к жертве проявлять к своему сородичу бессмысленную жестокость.

Читать также:

Современный гуманизм

Стимулирование труда работников

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом