САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ

Здоровье и психология

Главное заблуждение человека

Глобальная ошибка человечества

Увы и ах, дорогой читатель, но образование во многих европейских странах, а также в России, упорно обходит все самые фундаментальные вопросы, которые так необходимы в жизни любого человека. Официальное образование (от начального до высшего профессионального) ничего не говорит о природе реальности, с которой каждый из нас имеет дело каждое мгновение на протяжении всей жизни.

И в первую очередь, когда мы еще совсем маленькими только начинаем познавать мир, никто не рассказывает нам о так называемой эпистемологии, то есть о том, как мы можем вообще что-либо знать. Впрочем, взрослые учителя и воспитатели в этом нисколько не виноваты, поскольку сами не ведают о том, что они постоянно пребывают в плену собственных иллюзий относительно природы познания, передавая эти самые мировоззренческие ошибки через нас другим поколениям. Но хватит все вокруг да около! В чем же состоит главное заблуждение человека?

Пардон за тавтологию, но вы можете не поверить: самое главное заблуждение человека состоит в вере. Вера – это способность человека принимать наблюдаемое им явление за истину без предварительной фактической или хотя бы логической проверки. И если бы речь шла только о вере в Относительную истину, все было бы нормально. Но наше с вами сознание очень часто отказывается принимать категорию Относительной истины. Вера – это все-таки принятие чего-либо как истины Абсолютной, это принятие чего-либо за истину непреложную. Это не столько вина человека, сколько его беда, обусловленная особенностями его же психики. Нам кажется, что для того чтобы не сойти с ума в этом мире и найти точку опоры для своих убеждений, нам просто необходимо определенные сведения, явления, «законы науки», собственные представления или представления авторитетных для нас и симпатичных нам людей принимать за Абсолютную истину. Только через них многие люди могут самоидентифицировать себя. Не случайно ведь считается, что человеческая личность – это всего лишь набор привычек и убеждений. Не случайно также и то, что когда наши убеждения со стороны других людей уличаются в неистинности, мы очень часто готовы защитить их во что бы то ни стало до самого последнего момента, и делаем это намного чаще, чем позволяем себе усомниться в истинности наших убеждений.

Казалось бы, в наш просвещенный век, когда «космические корабли бороздят просторы Вселенной», человеку надо целиком полагаться на научную истину. Может быть и так, но при условии, что даже научную истину мы будем принимать лишь как истину Относительную. Почему? Да потому что официальная наука уже достаточно хорошо потрудилась над тем, чтобы описать нам нашу реальность, но в своей сущности она нам ничего не доказала. Помните круг познания: чем больше мы знаем, тем больше возникает вопросов? Поэтому наука может только стремиться к познанию истины Абсолютной, но так ее никогда и не достигнет. Например, наша нервная система непригодна для того, чтобы познать законы квантовой реальности, чтобы осознать больше четырех измерений, чтобы узнать мысли другого человека, и т.д. Возможно, что это все-таки когда-нибудь произойдет, но, возможно, что и нет. Пока что у меня есть основания полагать, что этого не случится никогда: мозг человека предназначен для выживания его как биологического вида, а не для познания Абсолютной истины. Нейрологическая реальность человека весьма примитивна: мы можем видеть электромагнитное излучение только в очень узкой полоске спектра (так называемая видимая часть спектра), слышать звуковые колебания от 20 до 20 тысяч герц, устанавливать расстояние до предметов с приблизительной точностью и т.д. Так было задумано природой, которая пестовала нас в ходе эволюции сотни миллионов лет. Надо отдать ей должное – она блестяще справилась с поставленной задачей.

Откуда же вообще у человека появилась непоколебимая вера в научную истину, и к чему это привело?

Возможно, что начало было положено Рене Декартом – одним из основателей классической науки (хотя еще раз подчеркну, что причина гораздо глубже – в особенностях психики человека). Так вот, Р. Декарт предположил, а его последователи поддержали идею о том, что существует мир объективный и мир субъективный. До него в религии уже существовала данная парадигма о разделении души и тела, известная как картезианский дуализм. Как ни крути, а наука – любимая дочь религии. И вот этот дуализм просуществовал в науке до самого последнего времени, а учение Р. Декарта, как никакое другое, предопределило развитие человеческой цивилизации на 350 лет, хотя попытки разделить природу («объективное») и разум («субъективное») продолжаются и по сей день. Более того, находятся все более вычурные формы этого дуализма: чего стоит идея Р. Пенроуза, согласно которой сознание только проникает через мозг, а не является его продуктом. На самом деле дуализм - это тупик, уже успевший наделать людям колоссальное количество бед.

Здесь мне придется сделать одно важное уточнение: объективный мир (мир, который не зависит от наших представлений о нем), конечно же, существует. Проблема начинается тогда, когда законы объективного, физического, мира полностью переносятся на законы развития общества и человека. Ученые вот уже несколько столетий с неистовым упорством пытаются отыскать эти самые социальные и психологические законы. Как известно, некоторые закономерности действительно существуют, однако они носят вероятностный характер. Значительная часть представителей социальных наук до сих пор полагает, что если в физике, например, существуют законы Ньютона, закон Ома и т.д., то точно такие же законы должны существовать в области социологии, психологии и т.д. Однако общество – это не совокупность частиц, подобных молекулам и атомам.

Находятся люди, которые предлагают нам различные общественные законы и законы психологии. Чего стоят только имена К. Маркса и Ф. Энгельса. Самое интересное, что в конце своего творческого пути эти авторы были скептически настроены по отношению к предлагаемым законам развития общества. Но их последующий скептицизм во второй половине XIX века уже мало кого интересовал: джин был выпущен из бутылки, просвещенным европейцам как воздух нужна была теория, оправдывающая «экспроприацию экспроприаторов». Таким образом в мировоззрение западного человека была заложена еще одна мина замедленного действия, основной эффект которой состоит в том, что от человека мало что зависит, поскольку существуют объективные естественные законы развития общества: на смену одной общественно-экономической формации обязательно приходит другая, на смену капитализму приходит коммунизм, а социализм – переходный этап между ними - характеризуется острейшей классовой борьбой, которая, кстати, по мере приближения к коммунизму будет только нарастать.

Как же это сказалось на мировоззрении обывателя? Очень просто! Если «светлое будущее» предопределено, и от конкретного человека мало что зависит, то зачем вообще что-то делать для приближения этого светлого будущего? Зачем стараться быть человечным, по-доброму относиться к окружающим, выкидывать мусор так, чтобы не промахнуться мимо урны, если всеобщее счастье все равно наступит, ведь авторитетные ученые сделали на сей счет прогноз, в который так хочется верить! Примечательно, но марксизм на Западе приобретает в последнее время все большую популярность.

Но дело не только в диалектико-материалистическом учении К. Маркса и Ф. Энгельса. Элемент веры продолжает оставаться в сути науки, продолжает оставлять ее любимой дочерью религии, взывая к вере в научно-технический прогресс, в бога (как ни странно это сегодня звучит), и все так же жестоко убивая веру человека в самого себя.

Пока человек не научится верить в самого себя, одновременно критически относясь к собственным убеждениям, на земле не будет конца войнам и насилию. Вера в то, что источник счастья объективен, в то, что некие объективные законы общественного развития сделают жизнь лучше, - главное заблуждение человека.

Читайте также: Личность человека: существует ли она?

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом