САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ

Здоровье и психология

Конфликтные ситуации

Тактика поведения при конфликтах

Многие люди не знают, как вести себя в конфликтных ситуациях. Большинство людей считают себя антиконфликтными личностями, но порой каждый может не сдержаться и погорячиться. Когда вы спорите с тем, с кем в будущем вряд ли станете контактировать, вы, конечно, можете не сдерживаться, но если ваш оппонент – член семьи, друг или коллега, то нельзя не задумываться над возможными негативными последствиями.

Мы не призываем вас скрывать обиду и делать вид, что все хорошо. Мы предлагаем вам научиться грамотно разрешать конфликты, добиваться сотрудничества и устранения отрицательных результатов взаимодействия.

Тактика поведения в конфликтных ситуациях

Специалисты утверждают, что конфликт проще всего разрешить в тот момент, когда он находится в зародыше. То есть, начав с кем-то дискутировать и вдруг заметив, что вы и собеседник стали повышать тон, начинать друг другу грубить, высказывать претензии, необходимо взять себя в руки и иметь мужество дать оппоненту право слова. Зачем? Во-первых, пусть человек выговорится и, тем самым опустошит себя. Он устанет и тогда в дело вступите вы. Во-вторых, вы должны выслушать все аргументы, чтобы понять, что именно его не устраивает. В-третьих, выслушав его упреки, можно умело подобрать свои аргументы, которые разобьют позицию соперника в прах. Однако задумайтесь прежде, чем начнете это делать, а так ли вам это необходимо? Тем более, если человек вам близок, нужно ли портить отношения с ним? О словах, сказанных в горячей беседе, можно потом горько пожалеть. Из-за нелепой ссоры можно потерять друга или важного партнера.

Что же делать в ситуации, когда вас втягивают в конфликт? Рекомендуется среагировать нестандартно. Например, посыпая вас обвинениями, человек ожидает аналогичной реакции. Вместо этого, он встречает спокойствие и улыбку на вашем лице. Можно также прибегнуть к помощи юмора и отшутиться. Кроме того, постарайтесь дать понять вашему собеседнику, что вы заинтересованы в том, чтобы разобраться в ситуации и лучше понять взгляды оппонента. В этом случае в глазах собеседника вы переходите из соперников в возможные союзники. Необходимо также дать понять, что, несмотря на негативный инцидент, который произошел между вами, вы по-прежнему симпатизируете своему собеседнику, просто ваши позиции немного разнятся.

Стратегия разрешения конфликта

Попадая в конфликтную ситуацию, необходимо помнить, что от того, какую стратегию вы выберите, зависит исход конфликта. Самыми позитивными стратегиями считаются компромисс и консенсус. Компромисс – есть взаимные уступки сторон. Консенсус – взаимный выигрыш сторон. Чтобы достичь последнего, необходимо идти на сотрудничество, даже в острых вопросах.

Если вас стали обвинять в чем-либо, и вы даже не успели понять, в чем дело – не бойтесь брать паузу. Вы можете спокойно попросить человека объяснить ситуацию и суть претензий. Пока он это делает, вы сможете собраться с мыслями и приготовиться отражать атаку.

Не старайтесь убедить оппонента, что его мнение ложное. Помните, что у каждого человека своя правда. Вы можете попытаться показать ему ситуацию вашими глазами, но он может не захотеть вставать на ваше место. В таком случае не стоит это воспринимать как конец света. Это не приблизит решение проблемы. Запомните, это лишь дискуссия. Возможно, в ряде случаев, нужно великодушно позволить собеседнику остаться при своем мнении. 

Далее мы приведем некоторый алгоритм, который подскажет вам, как вести себя в конфликтных ситуациях:

1. Разговаривайте о конкретных вещах. Старайтесь рассуждать предметно, то есть выясните, какие именно действия не устраивают собеседника. В таком же ключе выскажите и ваши претензии. Абстрактные обвинения не приблизят вас к решению вопроса.

2. Уточните у человека, каким образом он видит решение проблемы.

3. Аргументируйте свою позицию.

4. Предложите вместе найти решение спорного вопроса.

5. Предоставьте возможность оппоненту сохранить свое лицо.

Даже в случае, когда ваши аргументы сильны и под их тяжестью собеседник уступил, покажите ему, что вы цените чужое мнение, всегда готовы его выслушать и даже принять, если оно окажется для вас правильным. Подобное действие сделать необходимо, если вы дорожите этим человеком.

Не бойтесь отказаться от своих слов или принести извинения, если аргументы оппонента вас убедили. Если вы просите прощения или признаете свою неправоту, то это ни в коем разе не роняет вашего достоинства. Наоборот, вы выходите из конфликта с честью. Только сильная и мудрая личность способна в споре признать свою ошибку.

Для каждого человека самый благоприятный исход в конфликте тот, при котором отношения даже после спора остаются хорошими, а проблема исчерпывает себя. Научиться этому не так сложно. Главное, дать почувствовать собеседнику, что вы не враг. Более того, вы отчасти понимаете его (например, тоже сталкивались с подобным), высказываете пожелание помочь и настроены доброжелательно.

Реальная жизнь невозможна без конфликтов. Это нужно понять и принять как данность. Главное, научиться правильно разрешать подобные явления, чтобы они не оставляли темного следа в вашей жизни.

Надеемся, теперь вы знаете, как вести себя в конфликтных ситуациях.

Читайте также:

Каких людей нужно избегать

Как противостоять манипуляции

Как развить стрессоустойчивость

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом