САМ СЕБЕ ПСИХОЛОГ

Здоровье и психология

Что такое личность

Личность человека прочно вошла в психологию как научная категория

Эта категория находит свои проекции и во многих других науках. Например, в философии личность человека рассматривается как субъект общественных ценностей, идеалов, отношений в индивидуальном выражении. В криминологии принято говорить о личности преступника. 

Но что же мы в действительности имеем в виду, когда используем термин "личность человека"? Мы можем описывать это понятие через другие научные и ненаучные категории: "человеческая природа", "черты человека", "темперамент", "конституциональные мотивы" и т.д. А теперь вполне резонно задать вопрос: относятся ли все эти термины и категории к каким бы то ни было объектам?

С точки зрения лингвистики и семантики все перечисленные термины - не более чем номинализации. Они обычно выглядят, звучат и воспринимаются нами как объекты реального мира, то есть как фактическая данность некоторого рода. Однако при более глубоком рассмотрении оказывается, что все они представляют собой существительные, которых нет в реальном мире. Они не выдерживают так называемого "теста с тачкой", то есть мы не может поместить эти "объекты" в тачку. Мы не можем потрогать, услышать или еще как-то непосредственно воспринять самооценку, мотивацию, темперамент, мотивацию и т.д.

Поэтому в объективной действительности никакой личности человека не существует. Это легко проверить на практике. А кем вы, уважаемый читатель, являетесь в настоящий момент, какой личностью? Для своих родителей вы навсегда останетесь их ребенком, для своих детей вы всегда будете их родителем, для своих подчиненных - начальником, в такси - пассажиром, в поликлинике - пациентом, в магазине - покупателем, и т.д., и т.п. А где ваше "истинное Я", где ваша "личность"?

Итак, личность человека - ментальный конструкт и абстрактное существительное. Оно существует только как идея, если хотите, как ярлык.

Этот густой ментальный туман следует развеять. Необходимо сменить отношение к личности человека как к объекту на отношение к ней как к процессу. Наша личность - это не более и не менее чем механизм преодоления определенных (в данном контексте) трудностей. В действительности она прикрывает нашу истинную сущность, как бы маскирует ее. Личность человека - это всего лишь набор динамических стереотипов (привычек) и доминант (системы потребностей).

А что нам даст отказ от рассмотрения личности человека как объекта?

Во-первых, мы перейдем от вопросов типа "Что такое человеческая природа?", "Каков его темперамент?", "Что он за человек?", к процессуальным вопросам следующего рода: "Как он управляет своей психикой в конкретном контексте?", "Правильный ли стиль поведения он выбрал в той самой ситуации?", "Сможет ли он (она) при таком отношении к происходящему достигнуть поставленной цели?" и т.п. То есть, мы меняем ракурс с "Что представляет собой этот человек?" на "Как он функционирует, используя свое мышление, эмоции, ценности, восприятие, отношения и т.п.?" И если мы выявляем у человека, в том числе у самого себя, определенный операционный стиль, который показывает в данном контексте низкую эффективность на пути к достижению определенной цели (к удовлетворению определенной потребности), то мы можем просто отказаться от этого стиля и пойти другим, более эффективным путем. В таком случае выражения "Просто я (он) такой человек", "Что вы хотите от человека с таким характером?", утрачивают смысл.

Во-вторых, в начале статьи мною совершенно не случайно было упомянуто о том, что категория "личности преступника" используется в криминологии. Дело в том, что криминология зашла в определенный методологический тупик, взяв на вооружение понятие личности человека и попытавшись спроецировать ее в качестве предмета собственного изучения. В этом отношении криминология превратилась в науку, занимающуюся типологией человеческих "личностей", совершивших преступления. Она навешивает на них ряд характеристик, которые якобы неизменно присутствуют у преступников, что их, дескать, и отличает от людей, не совершающих преступлений. Все бы ничего, но в таком случае на этих лиц навешивается определенный ярлык (теория стигматизации), они рассматриваются как носители определенных свойств личности. И опять же, все бы ничего, если бы предпринимались определенные меры по коррекции этих свойств. Однако в данном отношении не только ничего не делается, но ситуация еще усугубляется тем, что предпринимаемые органами правоохраны меры не только этому не способствует, но еще больше углубляют процесс деформации "личности человека", прививая в местах не столь отдаленных навыки именно криминального способа удовлетворения своих потребностей и приводя человека к состоянию, когда его способности к социальной адаптации, изменению стиля поведения резко снижаются. На это тратятся огромные деньги из государственного бюджета, так необходимые в других сферах социального бытия, а уровень рецидива по-прежнему остается высоким и не поддающимся влиянию правоохранительных мер. Отсюда ужесточение уголовной ответственности с тем, чтобы на как можно больший срок изолировать человека от общества. Получается замкнутый круг.

В-третьих, объективистский (в противовес процессуальному) подход к "личности человека" привносит в социум элемент его (общества) дезинтеграции. Мы начинаем навешивать ярлыки на людей, которые по своему стилю поведения отличаются от основной массы индивидов. "Лицо кавказской национальности" - это ведь не только указание на принадлежность к определенному энтосу, не так ли? Существует вполне четкое (в целом негативное) отношение гастарбайтерам, гомосексуалистам и т.д. Анекдоты про чукч знают все. Пока такое отношение к определенным типам людей будет сохраняться в общественном сознании, не прекратятся социальные конфликты, войны и революции. Ситуация усугубляет низким уровнем политической культуры руководства страны, ведь именно в политике востребован подход, согласно которому основную массу людей следует обезопасить от "чужеродных элементов". Сильное государство, то есть государство с сильной культурой, системой воспитания, здравоохранения, социальной поддержкой населения и т.д., никогда не будет раскалывать общество на "своих" и "чужих". Имея четкую и внятную политику, ориентированную на интеграцию проживающих в нем граждан, оно будет стремиться изменять стиль поведения человека, ведь, как известно, люди намного реже бросают окурки мимо урны, если возле урны нет других окурков.

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом