Отношения с детьми

Здоровье и психология

Невроз у ребенка

Неврозы у детей - явление распространенное

Психика у детей очень подвижна. Это объясняется слабостью тормозных процессов в коре головного мозга, ее не зрелостью, а также не сформированностью типологических особенностей. Кроме того, дети могут легко впадать в состояния, называемые фазовыми. Кора головного мозга перестает правильно реагировать на раздражители. Из-за этого у детей могут возникать неврозы.

Дети имеют различные типы нервной деятельности. Типы высшей нервной деятельности вырабатываются под влиянием воспитания и имеющихся врожденных особенностей. При неправильном воспитании детей с сильным врожденным типом, они могут стать малоподвижными или неуравновешенными. Вторые могут не справиться с жизненными запросами и дать сбой, т. е. невроз.

В этих случаях взрослые, окружающие ребенка, замечают, что он становиться капризным, непослушным, дерзким.

Причины неврозов у детей

Причин, влияющих на развитие неврозов, может быть много. Ряд жизненных явлений оказывают ослабляющее действие на организм. Плохие бытовые условия, различные болезни, травмы черепа, физическая неполноценность могут стать причиной невроза. Но неврозы случаются и у здоровых детей из благополучных семей. На их развитие влияет неправильная организация среды жизнедеятельности ребенка и от неправильного воспитания. Вот эти причины важно вовремя распознать и устранить.

В разные периоды детства можно отметить своеобразие особенностей неврозов. У грудных детей тоже наблюдается повышенная нервозность. Следует отметить, что невроз – заболевание приобретенное, а не врожденное. В этом возрасте ребенок должен спокойно бодрствовать и много спать. Но взрослые своим излишним вниманием лишают его покоя, не соблюдают правильность режима питания и сна. Родителям нужно контролировать свои желания. Когда их чадо спит, не стоит его беспокоить своими поцелуями и ласками, от этого сон малыша буден не крепким и не достаточным для отдыха. Ребенок становиться крикливым, плохо спит ночью, нередко вздрагивает во сне, у него нарушается аппетит.

К возникновению раздражительности приводит также чрезмерная опека ребенка, безмерное проявление любви, не предъявление к нему должной требовательности. Заласканные дети чаще подвержены неврозам. Они требуют к себе постоянного внимания и перестают играть самостоятельно. При отказе родителей выполнить просьбы ребенка, он легко впадает в истерику - кричит, бросает игрушки, падает на пол. Чтобы этого не случилось, к самостоятельности надо приучать с ранних лет. Вырабатывать у него привычку к труду, умение и настойчивость в постижении нового. Дети в этом возрасте любят делать все сами. Родителям же надо постараться им не мешать, а помочь приобрести эти полезные навыки.

Очень вредное влияние имеет на детскую психику ускоренное умственное развитие в возрасте от двух до четырех лет. К такому ускорению развития приводит изобилие игрушек, книг, раннее заучивание стихов, развернутые объяснения на вопросы. В этом возрасте для детей очень важно учиться взаимоотношениям со сверстниками. Для этого им нужно бывать в детских коллективах. Взрослые должны спокойно и доступно объяснять ребенку: почему нельзя отбирать игрушки у других детей, почему надо делиться игрушками. Надо именно объяснить почему, а не просто сказать, что так нельзя делать. У детей этого возраста нервозность может проявляться излишней подвижностью, недержанием мочи, заиканием. Запугивание, передразнивание и обман, могут привести к тому, что дети становятся пугливыми, нерешительными, мнительными и теряют доверие к взрослым. Для профилактики неврозов у детей дошкольного возраста нужно соблюдать режим сна. Обязательно должен быть дневной сон и нельзя отдалять начало ночного сна. Также нельзя лишать детей общения со сверстниками, не допускать долгого пребывания среди взрослых. В этом случае у них развивается подражательность, склонность к фантазиям и чрезмерная серьезность. Не своевременная выработка у детей социальных установок приводит к проявлению эгоизма, не уважения прав других людей. Дети с сильным типом нервной системы могут превратиться в тиранов семьи, и родители получат от них одни неприятности. Подростки становятся лживыми, развязными и самолюбивыми. Они обычно плохо уживаются в детском коллективе. Родителям нужно внимательно следить за поведением подростка, не допустить, чтобы выработались комплексы. Дети взрослеют, и надо помочь им в этом своими правильными советами. Необходимо в понятной форме изложить их права и обязанности.

Неблагоприятное воздействие оказывают на психическое состояние детей конфликты между родителями, бурное выяснение отношений родителями в их присутствии. Отрицательное влияние на детей оказывает воспитание пьющими родителями, несоздание им комфортных условий для проживания. Несогласие взрослых в вопросах воспитания оказывает на детей травмирующее действие. Противоречивые требования, предъявляемые к ним, вызывают у детей неправильную реакцию. Дети становиться непослушными. Это может привести к возникновению невроза.

Неправильное воспитание в семье приводит к крайней возбужденности ребенка. Наиболее часто возникают неврозы у подростков при расставании родителей, если это влечет за собой ухудшение условий жизни для него. Особенно тяжело дети переживают прекращение общения с ушедшим родителем. И необходимо постараться смягчить этот удар по психике ребенка. Оставшемуся родителю нужно больше внимания уделять подростку, обращаться к нему за помощью, давать ему различные поручения. 

Иногда возникновению неврозов способствует ревность, когда старший ребенок ревнует своих родителей к младшему, мать к отчиму или отца к мачехе. Довольно часто взрослые ошибаются, принимая за испорченность и избалованность невротическую реакцию детей. Дают этому резкий отпор и в результате получают отстраненность ребенка и невозможность налаживания отношений с ним. Постоянные замечания и запреты могут привести и приводят к усилению тормозных процессов у детей. Постоянное одергивание или неумеренное поторапливание детей ведет к тому, что они становятся медлительными или же на пустячные замечания бурно реагируют. Родителям нужно спокойно и аргументированно объяснять свои требования. 

Невероятно вредное влияние происходит от воспитания детей взрослыми, страдающими неврозами. Нервозные родители часто несдержанны и отличаются повышенной раздражительностью, непоследовательностью в поступках. То требуют от него беспрекословного повиновения по мелочам, то не замечают значительных поступков. Общаясь с детьми, допускают крики, унижения и даже могут ударить. Все это и вводит детей в фазовые состояния. Они начинают проявлять неповиновение, делают все наоборот. Подростки позволяют себе грубость, возникает неприязненное отношение к родителям. 

Школа обычно имеет положительное влияние на детей и их психику, так как привносит разнообразие в их жизнь. Но у школьников в связи с процессом обучения в школе могут возникать и травмирующие моменты. Нередко можно заметить, что в старших классах ребенок, которого отдали в школу раньше других детей, не справляется с школьной программой.

Очень плохо сказывается на психическом состоянии школьника усиленное стремление родителей, чтобы их ребенок был первым в учебе, а также их бурная реакция на снижение отметок. Если это требование предъявляется к ученику, имеющему средние способности, то это толкает его к усиленному усердию и сопровождается длительным высиживанием за приготовлением уроков. Возникает переутомление. Вот все это и ущемленное самолюбие, а иногда и постоянные попреки родственников и приводит к тяжелому неврозу неврастенического типа. Утомительным является для детей, посещающих школу в вечернюю смену, приготовление уроков после школы.

Нередко перегружающим нервную систему являются дополнительное обучение школьников языкам, музыке, рисованию, танцам. Особенно если у детей нет к этому способностей, желания или условий, или если эти занятия проводятся за счет времени отдыха, прогулок и сна. Часто получается срыв нервной деятельности, если дети вследствие дополнительного обучения лишаются нормальной детской жизни и имеют множество обязанностей и мало отдыха и сна.

Это не значит, что не надо ребенка обучать музыке, языкам и прочим дисциплинам. Но нужно правильно организовать распорядок дня, чтобы занятия не приводили к переутомлению организма ребенка. Занятия спортом и физкультура закаляют нервную систему и укрепляют здоровье при условии, что не ведут к перезагрузке организма. Положительно скажется на психике ребенка привлечение его к посильному физическому труду дома и в школе. Это тренирует их нервную систему и предохраняет от одностороннего развития.

Виды неврозов у детей

При изложении вопроса о причине развития неврозов были кратко изложены некоторые их проявления у детей младшего возраста и у подростков. Чаще встречаются симптомы, свойственные неврастеничной форме невроза, реже - симптомы истерического невроза, и еще реже – психастенического невроза.

У детей старшего возраста неврастенический невроз проявляется утомляемостью, раздражительностью, плаксивостью, ослаблением памяти, снижением аппетита, нарушением сна, головными болями, несколько реже страхами, неуверенностью в себе.

Несколько реже у детей бывает невроз истерического типа. Встречается он главным образом у детей школьного возраста, имеющих недостаточное воспитание.

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом