Отношения с детьми

Здоровье и психология

Как научить ребенка самостоятельности

О самостоятельности детей: советы родителям

Очень часто родители чрезмерно заботятся о своих детях, ограждая их от различных проблем и неприятностей. И если кроха хочет помочь родителям в каком-то важном деле, то он постоянно слышит в ответ, что это для него еще слишком тяжело, что он еще мал и т.д.

Но взрослые и не подозревают, что тем самым мешают ребенку развиваться. Каждый малыш способен на многое, и главная задача родителей – научить его самостоятельности.

Кроха хочет помочь маме на кухне – дайте ему овощи, пусть он их вымоет, порежет на кусочки, кинет в воду. И в итоге, он будет гордиться тем, что он вместе с мамой приготовил такой вкусный обед. Мама затеяла уборку, и тут малыш может быть незаменимым помощником. Пусть он возьмет тряпочку и протрет пыль, вымоет пол, подметет, пропылесосит. А через некоторое время он уже сможет заниматься уборкой самостоятельно, и не нужно будет его просить и умолять прибрать за собой.

А если мама трёхлетнего сына будет сама одевать, обувать, умывать, кормить с ложечки, убирать за него игрушки, мотивируя свои действия тем, что он еще слишком мал, то ребенок скорей всего вырастет эгоистичным и зависимым от родителей человеком. Он не сможет сам принимать решения, ведь в детстве за него все делала мама.

Научить ребенка самостоятельности не так уж и сложно. Как только малыш заинтересовался, каким либо вашим действием и хочет помочь, не отстраняйте его от этого дела. Подумайте, каким образом малыш может принять участие в вашей деятельности, только задача должна быть посильной и выполнимой. Если у ребенка что-то не получается, ругать его не стоит, и переделывать при нем то, что не получилось, тоже не надо. Если нужно, сделайте это тогда, когда малыш будет в другой комнате.

Уже в годик кроха пытается самостоятельно овладеть ложкой, и если мама даст ему возможность тренироваться, то уже через полгода он сможет самостоятельно кушать. В два года малыш может вымыть сам руки и снять с себя расстегнутую одежду.

В три года малыш может самостоятельно одеваться, застегивать пуговицы, завязывать шнурки, убирать в своей комнате, помогать родителям. У него начинается кризис трехлетнего возраста, и фраза «Я сам!» становится самой любимой. Главное – не упустить этот момент. Купите малышу робот - конструктор, например "mindstorm" – с его помощью он будет учиться самостоятельности и развиваться.

Несколько правил, о которых не стоит забывать:

Как только ребенок научился что-то делать сам, например, мыть руки и чистить зубы, то впредь, эти процедуры он должен делать самостоятельно, без помощи со стороны взрослых. Ни в коем случае не следует торопить малыша. Если у вас в данный момент мало времени, то отложите это занятие на другой раз, чтобы ребенок не расстроился и не потерял интерес к этому делу.

Не надо сравнивать своего ребенка с другими детьми. Очень часто можно услышать такие фразы от матерей: «Смотри, какая Ирочка молодец! Сама надевает ботиночки, сама завязывает шнурки! А ты ничего не умеешь! Этими словами вы добьетесь того, что ваш ребенок начнет испытывать неприязнь к Ирочке, но самостоятельнее от этого не станет.

Если у малыша что-то не получается, подбадривайте его таким фразами: "У тебя все получится, ты сможешь это сделать". У ребенка появиться стимул и желание во что бы то ни стало научиться этому делу. Ведь родители в него верят.

Огромное значение при обучении самостоятельности имеет собственный пример. Если ребенок будет видеть, что мама всегда убирает вещи на свои места, то, соответственно, и он будет делать то же самое без лишних напоминаний.

И не забывайте почаще хвалить малыша. Только делать это надо действительно за дело. Не надо говорить, что он молодец, лучше скажите, что мама довольна. Хвалить малыша лучше сразу, не откладывая на потом, для ребенка это очень важно.

Главный принцип

Большую ошибку допускают родители, когда заключают с ребенком сделку по типу: сделаешь (уберешься на столе, помоешь посуду, закончишь четверть без троек и т.п.) - получишь (конфетку, деньги на мелкие расходы, подарок и т.п.). Особенно актуален этот момент по отношению к детям школьного возраста, когда они уже кое-что умеют. А в чем проблема?

Проблема в том, что в таком случае ребенок утрачивает самостимуляцию к совершению более сложных поступков, тем самым вырабатывается то, что в психологии называется синдромом выученной беспомощности. Став взрослым, такой ребенок окажется безынициативным, с отсутствием энтузиазма, способным что-то сделать только за поощрение или избегая наказания. Как быть?

Поощрять ребенка нужно только за те поступки, в которых он проявил свое развитие. Так, если он уже с легкостью моет посуду, убирает за собой, то данное действие должно у него войти в привычку как само собой разумеющееся. Выписывать "бонусы" можно лишь за то, что он сделал впервые и это далось ему с трудом, то есть способствовало его развитию. Например, ваш ребенок сумел отремонтировать что-то по дому, сделать интересную поделку, принести "пятерку" по предмету, по которому у него до этого были одни "трояки". Таким образом вы стимулируете ребенка не на механическое выполнение давно известных ему и легких для него дел. Вы стимулируете его к самосовершенствованию и обучению. А это уже, дорогие мои, называется личностным ростом. Именно так вырастает ответственная личность, и когда ваше чадо станет взрослым, в ответ на это вы от него услышите одни благодарности. Главное - систематичность.

Читайте дальше:

Гиперопека ребенка

Заниженная самооценка у ребенка

Потеря концентрации или психологическая защита?

Избалованный ребенок

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом