Отношения с детьми
Развитие психики

Психическое развитие ребенка

В качестве основной особенности психическое развитие имеет то, что его конечные формы не определены, а лишь заданы теми образцами, которые существуют в обществе. Психические функции ребенка развиваются в процессе овладения им историческим опытом.

Психическая деятельность человека носит опосредованный характер, то есть опыт передается не прямо, а посредством знаков и речи. Возникновение и развитие знаков и речи - это процесс исторического развития психики. Овладение знаками и речью - это процесс индивидуального развития (онтогенез). Таким образом, процесс онтогенетическое психическое развитие развития - это абсолютно своеобразный процесс, который происходит в форме усвоения. Онтогенез - это индивидуальное развитие организма от стадии оплодотворения до конца индивидуальной жизни. Онтогенез психики человека начинается с подсознательных форм, а уже позже проявляются элементы сознания, которые также проходят в своем развитии ряд этапов.

Одновременно сознательные акты деятельности, повторяясь, становятся привычными, неосознаваемыми компонентами более сложных видов деятельности. И хотя психическое развитие всех индивидов в нашем обществе проходит одни и те же этапы, в этом процессе есть типологические различия. В результате образуется неповторимое индивидуальное своеобразие личности. В психике человека различают как естественные функции (скорость рефлексов), так и образующиеся при жизни, - социальные (например, мышление, речь).

Онтогенез организма определяется наследственностью: слияние двух клеток и развитие по определенной программе, заданной генотипом. Генотипом определяются анатомо-физиологическая структура организма, строение нервной системы, пол, группа крови, особенности обмена веществ, анатомические и физиологические аномалии, некоторые безусловно рефлекторные связи для удовлетворения первичных потребностей и т.п.

Одновременно у человека есть огромные потенциальные возможности образования новых форм поведения, потребностей, развития себя как личности, самоактуализации. Этот природный потенциал человека проявляется, прежде всего, в форме задатков. Они реализуются только в условиях человеческого существования и деятельности с помощью средств, созданных человечеством. Опыт человечества усваивается в процессе общения, обучения, воспитания, деятельности.

Во время развития индивида под влиянием различных факторов (загрязнение среды, радиация, алкоголь, наркотики и др.) могут возникать отклонения от нормы, которые не являются наследственными, а только врожденными, а потому их можно предупредить. Развитие психических функций осуществляется неравномерно (то быстрее, то замедляется) и асинхронно (если развитие одних ускоряется, то в то же время развитие других становится медленнее). Развитие человека - это чрезвычайно сложный процесс, в котором изменяются одновременно, системно и неравномерно разные сферы человеческого бытия: чувства, интеллект, поведение, сознание.

В поисках движущих сил, условий, специфики, особенностей течения психического развития ученые-психологи разных времен и стран обращались к изучению тех или иных проявлений человеческой психики, в результате чего и оформились основные направления и концепции. Так, психоанализ обращается преимущественно к изучению чувственной сферы человека, бихевиоризм - его поведения, когнитивная психология - к мыслительной деятельности, гуманистическая психология - к личностному росту. Но их объединяет идея о том, что развитие присуще всей человеческой жизни, что, кроме врожденного биологического паттерна роста и развития, каждый индивид имеет тенденцию к психическому развитию, и это развитие может включать в себя процессы, которые начинаются не с момента рождения, а с более позднего периода жизни.

 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом