Советы психолога

Здоровье и психология

Причина невроза

Причины невроза и теория личности Карен Хорни

Согласно теории личности Карен Хорни, основной причиной невроза является так называемая базальная тревога. Причиной ее возникновения является чувство человека, которое кратко и емко можно назвать как "меня никто не любит". Это чувство сопровождается ощущением ненужности никому и незащищенности перед бытием, что способствует преобладанию одной из тенденций в мыслях и поведении (т.н. аттитюдов):

1) смирение (соглашательство, беспомощность) - "движение к людям";

2) агрессия (захват, враждебность) - "движение против людей";

3) отчуждение (отшельничество, изоляция) - "движение от людей".

Все эти аттитюды имеют довольно четко выраженную инстинктивную основу. Когда живое существо сталкивается с угрозой, у него имеется три варианта поведения:

1) подчиниться;

2) напасть;

3) убежать.

В сфере сознания данные варианты поведения сублимируются в более сложные формы, которые К. Хорни свела к трем обозначенным - смирению, захвату, уходу от людей.

Однако наличие проявлений того или иного аттитюда еще не свидетельствует о наличии у человека невроза. Более того, имея, как уже отмечалось, инстинктивную основу, эти тенденции в совокупности существуют у любого здорового (не невротичного) человека. Проблема существует тогда, когда человек теряет гибкость, возможность сознательно избирать направление своего движения в зависимости от внешних условий. Будучи отчужденным от самого себя, невротик лишается возможности делать выбор, его поведение становится компульсивным и безальтернативным:

  • там, где следовало бы защищаться, он пасует и подчиняется либо принимает "позу страуса", стараясь не замечать проблемы;
  • там, где разумнее было бы проявить сострадание и дружеское расположение, он раздраженно обвиняет в случившемся жаждущего помощи либо не замечает доносящихся просьб (предпочитает делать вид, что не замечает);
  • там, где можно было отойти в сторону, он начинает неистово вступать в борьбу либо всячески пытается показать свою пораженческую позицию.

Та или иная (одна из трех) тенденций поведения становится стереотипом поведения и типичной личностной чертой, которая отражается на представлении человека о справедливости, на наборе верований, представлений о сущности человека, на системе ценностей и, как следствие, на условиях его жизни. Так заключается своего рода "сделка с дьяволом", когда личность отдает себя на волю диктату какой-то одной тенденции поведения.

Поскольку невротик отдает себя под диктат какой-либо одной тенденции, а другие продолжают существовать и выполнять свою "предательскую" по отношению к принятому решению функцию, личность пытается совместить три несовместимые друг с другом черты (беспомощность, враждебность, изоляцию), ее раздирают внутренние конфликты, она утрачивает целостность. Для обретения этой самой целостности человек пытается сделать еще больший упор на одной из стратегий, то есть становится еще более смиренным, агрессивным и отчужденным, что не только не решает проблему, но и усугубляет ее. Конфликт этим не разрешается, он еще глубже загоняется в подполье.

Когда загнанные в подполье тенденции начинают всплывать, человек ощущает внутреннее беспокойство, тревогу, иногда до такой степени, что это приводит его в ступор и не дает двигаться ни в одном из указанных трех направлений, даже в сознательно выбранном.

Возникает резонный вопрос: что же предопределяет выбор стратегии? Это зависит от нескольких факторов, которые обычно не находятся под контролем человека, но чаще всего это темперамент и окружение.

Как выявить у себя и других ту или иную стратегию (если она, конечно, присутствует)? В этом может помочь следующая группа типологических признаков:

Смиренный тип

Свою базальную тревогу он пытается "убить любовью", для чего добивается одобрения и расположения со стороны окружающих, заинтересованности в нем самом, стремится привязать к себе людей демонстрацией собственности слабости, беспомощности, доброты, любви и уступчивости.

Он очень любит полностью сдаваться на чью-то милость, но особенно тянется с этой целью к противоположному, экспансивному, захватническому типу человека, ведь через него он оказывается способным управлять бытием. Такого рода отношения почти всегда перерастают в болезненную созависимость, которая устраивает обе стороны, но до тех пор, пока уступчивый партнер не начинает сознавать тщетности своих усилий, а захватнический тип не встречается с сопротивлением "жертвы". Несмотря на наличие отношений созависимости, отношения между такими партнерами нельзя назвать гармоничными, поскольку смиренный тип презирает всякие проявления самомнения, честолюбия, бессовестности, властности и бессердечия.

Смиренный тип очень часто избирает христианские ценности. но не потому, что он верит в Иисуса Христа, а потому, что эти ценности необходимы для защиты основной стратегии. "Подставлять другую щеку" ему по нутру, он уверены в том, что миром правит "доброе провидение" и добро в конце концов победит зло. Если все обстоятельства жизни свидетельствуют об обратном, это нисколько не переубеждает смиренного типа в неправильности своих установок, а заставляет его искать аргументацию более иррационального плана, например, выносить "судный день" за пределы его (и его обидчиков) жизни.

Этот тип считает, что добиться любви со стороны окружающих они смогут только если будут смиренными, любящими, добрыми, если не будут гнаться за славой, будут избегать гордыни, тщеславия и т.д. Сталкиваясь с постоянными разочарованиями по этой части, они могут прийти к выводу о собственной греховности (виновности) или опять же верят в справедливость, превосходящую всякое человеческое понимание, ведь иначе их личность начинает раскалываться на части.

Еще раз следует отметить, что сказанное о смиренном типе вовсе не означает отсутствие у них агрессивных или отшельнических стремлений, они просто вытестенены, часто очень глубоко (до поры до времени). Агрессия у них вытесняется потому, что она приходит в жесткое столкновение с установкой на любовь и доброту. В глубине души их переполняет ярость, которая временами вырывается наружу в виде ненависти к себе или враждебности к другим. Иногда, когда из-за смены внешних условий ничто не мешает вытесненной агрессии вырваться наружу, таких людей словно подменяют: "в тихом омуте черти водятся", "самый страшный деспот - бывший раб" и т.п. Впрочем, чтобы увидеть существование в глубинах подсознаниятаких людей агрессивные и изоляционистские тенденции, вовсе не обязательно кардинально менять жизнь вокруг человека. Это может проявиться в нежелании оказать помощь реально нуждающемуся в ней близкому человеку, постоянном осуждении тех, кто чего-то добился в жизни, наслаждении страданиями "грешников", отсутствии друзей, избегании шумных вечеринок, встреч, презрении к соперничеству в какой бы то ни было форме и т.д.

Агрессивный тип

Это во многом противоположный смиренному тип. Их привлекает не не любовь, а господство. Они стыдятся страдания и им отвратительна сама мысль о собственной беспомощности. Их цель - успех, признание, власть, престиж. Агрессивный тип не так однороден, как смиренный, и в нем можно выделить три подтипа:

  • нарциссический. Они стремятся к тому, чтобы господствовать над жизнью, при этом очаровывая других и любуясь собой, а точнее, представлениями других о себе. Весь мир к их ногам, себя они считают баловнями судьбы. Они абсолютно уверены в своих талантах и возможностях, в том, что никто просто не может устоять против них. Очень часто причиной таких установок является восхищение ими в детстве. Казалось бы, а в чем здесь невроз, проблема? Проблема состоит в том, что они на самом деле не уверены в себе, что проявляется в беспрестанных рассказах о собственных достижениях и замечательных качествах. Они нуждаются в постоянном подтверждении не столько действительных, сколько мнимых или преувеличенных заслуг, в восхищении и поклонении. Их "сделка с дьяволом" такова, что они вынуждены постоянно держаться на свои грезы и преувеличенные требования к себе, - только при этих условиях жизнь даст им все, чего они хотят. Хотя обычно этого не происходит, поэтому у них часто бывают периоды разочарования в реальности;
  • перфекционистский (от "перфекционизм" - стремление к совершенству). Нормы это типа очень высоки, как в области морали, так и мышления. Всех людей он судит только по этим лекалам. Он считает себя абсолютно правым во всем, а его цель - безупречность во всех отношениях. Но поскольку жить по таким нормам не получается, он уравнивает знание о себе совершенном и самого себя реального. Живя под влиянием такого самообмана, он настаивает, чтобы другие жили в соответствии с его представлениями, поэтому презирает тех, кто этого не делает. Тем самым он переносит вовне (экстернализирует) презрение к самому себе. Обычно такой подтип появляется в семьях, где детей прессуют жесткими нормами поведения. Перфекционистский тип восхищается лишь тем небольшим количеством людей, которые соответствуют его стандартам, а к остальным представителям рода человеческого он относится высокомерно. Убеждение в абсолютной справедливости жизни дает ему ощущение контроля над происходящим. Однако собственная ошибка или неудача делает его беспомощным и вызывает презрение к себе;
  • мстительный. Этими людьми движет потребность в мстительном торжестве. Нередко в детстве он подвергался грубому обращению, и теперь, когда он вырос, у него есть "полное право" отплатить всем по счетам за нанесенные оскорбления. Весь мир он считает джунглями, где нет места сентиментальности и состраданию. Единственный закон, который имеет для него силу - "сильный всегда прав". В отношениях с окружающими он циничен, состязателем и безжалостен. Он старается никому не верить, избегать любой эмоциональной вовлеченности и смотреть, как других можно использовать в своих интересах. Скромных людей он презирает, хотя его тянет к ним из-за их уступчивости, ведь они - единственные, кто может составить бесконфликнтую компанию. Он стремится к тому, чтобы быть твердым и жестким. Он ничего не ждет от жизни, и считает, что только сам может взять все необходимое. Как только он отказывается от решения захватить весь мир, он начинает ненавидеть себя.

Отшельнический тип

Его главная стратегия - уход от людей. Он не гонится ни за любовью людей, ни за властью над ними. Его цель - свобода, покой и самодостаточность. Любые усилия в направлении успеха, карьеры, власти ему отвратительны.

Однако потребность в превосходстве у него не исчезает полностью, а остается существовать лишь в воображении. Он управляет бытием тем, что изымает себя из-под его власти, а других просто выбрасывает из своей внутренней жизни. Чтобы укрепиться в своей независимости от жизни и людей, он часто соглашается довольствоваться малым, отчего ему приходится усмирять свои порывы. Не в его привычках ругать жизнь за то, что она ему ничего не дала, скорее, наоборот. отсутствие каких-либо благ он считает своей добродетелью и переносит это с выраженным стоическим достоинством. Он слишком горд, чтобы у кого-то чего-то просить, и раздражается, когда его самого о чем-то просят или хотя бы беспокоят. Чтобы не разочаровываться в себе и в жизни, он ни к чему не стремится и ничего не ждет.

Отчуждаясь от людей и от себя, он подавляет свои чувства, потому как те способы обнажить его внутренние конфликты. По отношению к своей жизни он часто занимает позицию стороннего наблюдателя. Его самопознание лишено эмоций по отношению к себе.

Заключение

Несмотря на все отмеченное, личность конкретного человека сложно отнести к какому-то одному типу, хотя в крайних невротических проявлениях сделать это бывает проще. У большинства невротиков можно обнаружить комбинацию указанных аттитюдов. Поэтому описанные аттитюды лучше рассматривать по состоянию на какой-то конкретный момент времени: стратегии постоянно комбинируются, конфликтуют, то ослабевают, то усиливаются, а главное, нуждаются в защите, запуская тем самым "порочный круг". При провале той или стратегии человек может "резко перемениться", отдав предпочтение одной из двух оставшихся. Тогда "ботан" (смиренный тип) ни с того ни с сего превращается в "крутого мачо" (агрессора), "захватчик" (агрессор) бросает все и уходит в монастырь (отшельник), отшельник приходит в мир и начинает вести "большую игру". Но проблемы это не решает, так как внутренние конфликты с тянущимся за ними шлейфом базальной тревоги при смене стратегии не исчезают. а всего лишь меняют конфигурацию.

Важно также то, что внутренние конфликты между стратегиями порождают постоянное недовольство собой, ненависть к себе. Это помогает нам понять противоречивые установки и поведение человека как проявление его внутренних конфликтов.

Читайте также: Идеализация себя как причина ненависти к себе

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом