Советы психолога

Здоровье и психология

Ненависть к себе

Причины идеализации себя

Известная мудрость гласит: "Страдание - дело добровольное". Однако далеко не все люди осознают, что сами все делают для того, чтобы страдать.

Глубинной причиной всех психологических страданий (по К. Хорни) является внутренний конфликт, который сводится к тому, человека разрывают на части три взаимоисключающие тенденции:

1) движение к людям (любовь и смирение);

2) движение против людей (высокомерие и месть);

3) движение от людей (отшельничество).

На определенном промежутке времени верх берет только какая-то одна из указанных стратегий (подробнее об этом см. здесь), и личность человека как бы целиком с ней отождествляется. Но тогда личность вступает в противоречие с другими стратегиями, и человек может начать ненавидеть себя. Например, человек подарил кому-то на день рождения подарок, причем вложил значительные душевные силы в выбор и большие средства на его покупку (движение к людям), однако во время вручения подарка не встретил должного признания своих заслуг (то ли голова одаряемого в момент вручения подарка была занята другими мыслями, то ли даритель переоценил ценность презента для одаряемого, и т.п.). Тогда герой нашего повествования начинает внутренне ругать себя за то, что слишком хорошо относился к этому человеку и принимает на себя внутреннее обязательство отплатить той же монетой (движение против людей) или впредь не оказывать знаков уважения к тому, кто не удостоил его должным почтением (движение от людей). Причем такое обязательство может распространиться не только на "обидчика", но и на всех людей вообще ("Я вам всем покажу!").

Конфигураций таких аттитюдов (тенденций поведения) может быть несколько, они могут переплетаться самым различным образом, но суть внутреннего конфликта всегда сводится к тому, что человек склонен ненавидеть себя за определенные поступки, мысли и даже мотивы поведения. Но "склонен" - это не значит, что действительно ненавидит. Дело в том, что для компенсации ощущений своей слабости, ненужности и несоответствия ожиданиям других мы с помощью воображения начинаем ваять "идеальный образ себя", наделяем его силой, властью и необычными способностями.

Что дальше?

В итоге получается некая "голограмма" самого себя, которая обычно отражает одну из главных стратегий защиты.

У смиренного типа идеализация себя приводит к убеждению о наличии таких добродетелей, как доброта, щедрость, святость, уступчивость, сострадательность, благообразность, альтруизм и т.п. При этом человек буквально упивается продолжением собственных достоинств, которые, как известно, являются недостатками, - беспомощностью, страданием и мученичеством.

Мстительный тип в любой ситуации видит свою неуязвимость. Он "грамотный пацан", крутая девчонка и т.п., которые умнее, настойчивее и реалистичнее других, поэтому могут опередить всех других, "утереть всем нос".

Отшельник считает себя сплавом самодостаточности, независимости, внутренней умиротворенности, человеком, сумевшим избежать "крысиных бегов" и совершенно равнодушным к соперничеству ("Премудрый пискарь"). Он избегает всякого давления извне, поэтому ограничивает социальные контакты до необходимого минимума, вплоть до ухода в монастырь, ибо любая эмоциональная связь грозит разбить вдребезги его идеальный образ самого себя.

Таким образом идеализация себя создает видимость отсутствия внутренних конфликтов. Но это только иллюзия и игра на публику, так как внутри каждого из этих типов ведется яростная борьба с самим собой. Отношение к себе не только не улучшается, но и усиливает внутреннее психологическое напряжение, которое, кстати, совсем не обязательно осознается. Различные аспекты идеального образа самого себя продолжают противоречить друг другу, и каждый из них в той или иной момент времени пытается вырваться наружу.

Самое страшное в идеализации себя состоит в том, что "реальное я" никогда не дотягивает до "идеального я", поэтому в глубине души человек всегда относится к себе с презрением, постоянно находит в себе какие-то изъяны, пусть даже и не признается в этом никому, даже самому себе. Самоощущение колеблется между богоподобным всемогуществом и чувством абсолютной никчемности. Поэтому наряду с идеальным образом самого себя всегда существует презренный образ самого себя.

Погоня за славой

Идеализация себя с неизбежностью приводит к погоне за славой, ведь смыслом жизни человека становится воплощение в действительность своего "идеального я". Набор качеств, к осуществлению которых стремится человек, зависит от выбранной стратегии.

Здесь главное суметь отличить здоровое стремление к самосовершенствованию и работе над собой от невротического стремления к славе. Проблема не в желании человека подняться над собой, а в желании достичь некоторого идеала, который совершенно отчужден от "реального я", совершенно оторван от человеческих ограничений. Для "идеального я" есть либо все, либо ничего, а погоня за славой становится смыслом жизни, которое постоянно дает человеку ощущение ложного превосходства над другими. Погоня за славой, по К. Хорни, превращается в личную религию, которая не осознается, как рыба не осознает воду. Ситуация отягощается тем обстоятельством, что почти каждая человеческая культура поддерживает такого рода стремления, воплощая "идеальное я" в религиозных персонажах, различных формах группового отождествления (богатые, успешные, знаменитые и т.п.), всевозможных социальных иерархиях и т.п.

Гордыня

Погоня за славой рождает то, что принято именовать "гордыней". Гордыня - это больше чем гордость. Гордыня опирается лишь на "идеальное я", когда упоенный стремлением к совершенству выставляет чрезмерные требования к другим и к себе. Человек начинает заставлять действовать себя и других в соответствии с представлениями о своем "идеальном я". Однако поскольку этот образ постоянно разбивается о реалии бытия, человек испытывает хроническую ненависть к себе и другим. Так жизнь превращается в сплошное страдание.

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом