ШКОЛА МЫШЛЕНИЯ

Здоровье и психология

Описание и объяснение

Зачем нам описание и объяснение

С малых лет нас учат тому, что принято называть описанием и объяснением, причем очень часто описание и объяснение чуть ли противопоставляются друг другу, дескать, при описании объект мысленно расчленяется на составные элементы, тем самым создаются предпосылки для правильного объяснения. В большинстве теорий познания, в том числе в диалектико-материалистической концепции, принято считать, что только одно описание истинно. Там же считается, что отталкиваясь от этого единственно верного описания можно придти к единственно верному объяснению. Отсюда вера в Абсолютную истину. И тогда в случае противоречий между двумя "абсолютными истинами" каждый считающий себя ее носителем также считает возможным любым путем избавиться от "заблуждающегося". Согласитесь, что ведь не может быть консенсуса между правдой и ложью. Об этом еще сказал Тутанхамон.

Но давайте разберемся в сути описания и объяснения.

Философ и антрополог Грегори Бейтсон на занятиях давал своим студентам незамысловатое задание: описать нарисованную мелом на доске вот такую фигуру:

Все полученные от студентов описания можно было свести в следующие группы:

1) в данном рисунке около 10% студентов "узрели" какой-либо знакомый им предмет, чаще всего ботинок. Хотя встречались даже утверждения, что это унитаз;

2) больше половины студентов ответили, что видят в данном предмете сочетание прямоугольника и шестиугольника, но оно какое-то "неправильное". Когда им было предложено доказать, что это действительно то, о чем они говорят, они взяли мел и "дорисовали" фигуру вот так:

 

3) очень небольшая часть студентов (обычно 1-2 человека из группы) замечала, что через точки В и Н можно провести вот такую линию:

В этом случае получается один шестиугольник и два треугольника.

Какие из всего этого можно сделать выводы?

Восприятие студентов из первой группы было образным. Они - типичные представители правополушарного мышления (у левшей - наоборот), которые превалируют среди художников, скульпторов, поэтов и всех тех, кому свойственно эйдетическое восприятие действительности.

Вторая и третья группы - "левополушарники", то есть люди, у которых логическое мышление превалирует над эйдетическим. Это математики, инженеры, механики, ортодоксальные медики, юристы и т.п., каковых в западноевропейской цивилизации подавляющее большинство. Однако их среда также неоднородна, о чем свидетельствует различие в полученных ответах. И здесь имеется один интересный момент.

Дело в том, что представители и второй, и третьей группы поделили эту фигуру на три части (первые - на шестиугольник, прямоугольник и маленький треугольник, вторые - на шестиугольник и два больших треугольника. Причем студенты из третьей группы по сравнению с представителями второй угруппы студентов сделали это элегантно, поскольку им потребовалось провести всего одну пунктирную линию. Их мышление соответствовало тому, что в науке называется бритвой Оккама (принцип "экономии объяснения"). Действительно, задача науки сводится к тому, чтобы наиболее простым языком объяснить окружающий человека мир. И тот, кто при описании использует наименьшее количество символов (вспомним, к примеру, Е=мс2), считается лучшим ученым. О том, чем на самом деле занимается наука, читайте здесь.

По мнению Г. Бейтсона, существует еще как минимум два известных способа описания, которыми не воспользовался ни один из студентов. Ни один из них не сказал, что этот нарисованный объект состоит из мела и доски. Не было также и тех, кто воспользовался бы методом автотипии, когда на изображение накладывается сетка из прямоугольников (обычно - квадратиков, но это может быть все что угодно), а затем сообщается, содержится ли в каждой конкретной ячейке какой-либо элемент нарисованного объекта или нет. Именно на таком принципе работает телевидение, цифоровые фотоаппараты, собираются пазлы и т.д.

Итак, описаний объектов может быть очень много. Любое описание может быть истинно, если оно придерживается какого-либо принципа или критерия (эстетического, научного и др.), то есть описание совершенно ничего не добавляет объяснению, и объяснение всегда следует за произвольным описанием. Поскольку любому объяснению всегда предшествует описание, то не может быть единственно правильного объяснения. Следовательно, истин много.

Читайте дальше: Предсказание будущего

Назад: Учиться на своих ошибках?

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом