ШКОЛА МЫШЛЕНИЯ

Здоровье и психология

Информация первична

До сих пор говорят о том, что информация первична

Спор о первичности информации идет с "Начала времен" и конца этому не видно. Изложу свои выкладки по этому вопросу, но в начале не лишним было бы определиться с самим понятием информации. Ведь "в начале было слово", не так ли? :)

Следует отметить, что в науке дается довольно много определений понятия информации. Это не случайно, поскольку существуют сотни отраслей научного знания, в которых используется свое "рабочее определение": у информатиков одно, у психологов другое, у лингвистов третье, и т.д. К тому же имеются ненаучные, а лучше сказать, рабочие, подходы к понятию информации, использующиеся в предметно-практической деятельности людей (СМИ, спецслужбы, правоохранительные органы и т.д.). Чтобы не запутаться, а заодно и наметить наиболее общий подход к рассматриваемому понятию, воспользуемся определением информации, которое дал один из основателей ее (информации) теории Грегори Бейтсон: "Информация - это различие, которое создает различие". Что это означает?

Здесь вынужден сделать одно отступление. Дело в том, что вроде как спор о первичности-вторичности духа (информации) и материи уже когда-то считался разрешенным в пользу первичности материи, по крайней мере, в науке. Этому разрешению способствовали три научных открытия, сделанные химиками, физиками и даже биологами:

1) закон сохранения вещества;

2) закон сохранения энергии;

3) принцип Луи Пастера: "Нельзя ожидать, что в лаборатории из ничего возникнет живое существо".

Хотя эти три закона являются лишь частными случаями философского высказывания Лукреция о том, что никакая божественная сила не может создать Нечто из Ничего, но одно дело философия, и совершенно другое - доказательство его посредством научной эпистемологии (для справки: эпистемология - достоверное знание).

Вроде бы, на основном вопросе философии уже пару столетий назад можно было бы поставить жирную точку, если бы не открытие связи энергии и вещества, сделанное физиками и в наиболее элегантной форме описанное А. Эйнштейном (Е=мс2). После этого человеческая мысль делает еще более крутой вираж и начинает предпринимать попытки установить соотношение информации с энергией и (или) веществом. Похоже, что этой участи не избежал и сам основатель теории относительности, что выразилось в его попытках создания "Единой теории поля".

Далее следует еще один взаимосвязанный с первым вопрос: "Конечен ли объем информации?"

Пикантность всей этой ситуации придало утверждение о том, что количество информации в мире бесконечно велико. Еще бы! Вспомним определение: "Информация - это различие, которое создает различие". Казалось бы, человек может устанавливать бесконечное количество различий, для чего достаточно только посмотреть на экран монитора (дисплей) того устройства, с которого вы читаете этот текст. Буквы различаются только потому, что цветом они отличаются от фона, на котором напечатаны, день существует потому, что есть ночь, поэтому "Всевышнему было так важно в первый день отделить свет от тьмы". Не будем больше вдаваться в религиозные аспекты проблемы, ведь даже без Библии очевидно, что мы не можем получить информацию без выделения объекта нашего восприятия из контекста. Не случайно мы реагируем только на изменения. Пока температура в помещении не меняется, мы не склонны фиксировать ее показатели, если, конечно, нас не заставляет это делать наше тело при замерзании и когда нам становится жарко. Точно также мы неосознанно поворачиваем голову в сторону источника неожиданного громкого звука или света. И вот здесь наступает кульминационный момент.

По всей видимости, мысль о бесконечности объема окружающей нас информации возникает из-за того, что информация очень легко возникает или уничтожается случайными событиями. Дунул ветерок - на поверхности воды возникла рябь, а на поверхности берегового песка появились дюны. Еще раз дунул, да посильнее, рисунок на поверхности воды и песка изменился. Потеряли или забыли логин и пароль от входа в компьютер, и на некоторое время лишились доступа к казалось бы безграничному объему информации целого мира интернета. И поскольку информация может быть очень легко забыта или искажена, она вроде как существует отдельно от материи.

Дополнительно масла в огонь подливают различные псевдонаучные теории, якобы доказывающие наличие какого-то огромного объема банка данных (информации) обо всем (например, Р. Пенроуз с его теорией квантового сознания, огромное количество философов, физиков, математиков). Да и официальная наука, заявляющая о невозможности дать ответы на некоторые фундаментальные вопросы Бытия, не остается без внимания со стороны огромного числа людей. Чего стоят только концепции черных дыр, темной материи, темной энергии и т.п. Даже вполне прозаическому открытию свечения предметов в электромагнитном поле, сделанному С.Д. Кирлианом (само явление называется свечением Кирлиан), мистически настроенные граждане придали силу "доказательства" существования так называемого биополя (все рисунки "ауры" вокруг человеческого тела представляют собой чистой воды домыслы художников). И раз мы о чем-то не знали, значит мы почти ни о чем не знаем, и следующая логическая посылка - объем информации безграничен.

Но это не так. Информация перестает быть информацией, если ее никто не может воспринять. Исходя из приведенного определения понятия информации, последняя рождается только сличением двух точек данных с целью нахождения отличий между ними. Причем ключевое слово в этом предложении - "целью". Как видим, без цели (в самом широком смысле этого слова) информацию, то есть различия, установить невозможно. Цель не обязательно должна быть осознанной (вспышка света или хлопок - человек инстинктивно поворачивает голову). Неграмотный, например не умеющий читать человек, лишается возможности получить большой объем информации. И навыки письма также формируются в результате восприятия именно человеком вполне определенной информации, не случайно одним детям в школе это дается легко, другим - труднее.

Объем информации ограничен

Этот вывод можно обосновать, во-первых, с точки зрения психофизиологии: количество нейронов головного мозга и, соответственно, связей между ними, определяют объем памяти человеческого организма и поступающей в мозг от органов чувств сигналов. Конечно, количество нервных клеток у разных людей и у одного человека в течение жизни неодинаково (с возрастом объем мозга уменьшается), поэтому нужно сделать одну оговорку: объем информации, получаемой в течении жизни одного человека ограничен. Информации для человека существует ровно столько, сколько он способен ее воспринять и усвоить. Поскольку без воспринимающего субъекта информации не существует, сказать о том, что, например, в данном компьютере 1 Терабайт информации, вовсе не означает, что прочитавший это предложение человек этот объем информации получит. Он может воспринять только сведение об объеме информации в 1 ТБ, а информативный объем сообщения не превысит десяток-другой байтов. И то гипотетически, поскольку нет никакой гарантии того, что все без исключения люди планеты сейчас читают этот текст. Понятно, да?

Кроме конкретного организма ничто другое информацию воспринять не может, поэтому миллионы томов книг, терабайты интернета и т.п. - это не информация, а всего лишь данные. Самое интересное то, что из одних и тех же данных разные люди и в разное время могут извлекать различную информацию. Даже один и тот же человек, прочитавший одну и ту же книгу, но один раз в детстве, другой раз - во взрослости, может извлечь из нее совершенно различную информацию.

Что в сухом остатке? Информация - это продукт деятельности головного мозга - вполне себе материальной субстанции.

Во-вторых, с точки зрения теории информации, "не бывает так, чтобы ничего не было". В природе, в том числе человеческой, нет отсутствия информации, ибо, пардон за тавтологию, это тоже информация. "0" - не является отсутствием информации. Это очень хорошо известно информатикам, которые любой знак могут выразить последовательностью 0 и 1. Питон, который сидит, притаившись в засаде, и долгое время так и не дожидается потенциальной жертвы, перебирается в поисках добычи в другое место. Отсутствие жертвы для него - не менее жизненно важная информация, чем ее (жертвы) наличие. Если вы не позвонили другу, хотя обещали это сделать, а он так ждал от вас звонка, то этот друг так же извлечет для себя из этого сообщения (отсутствия звонка) необходимую информацию о ваших деловых и человеческих качествах.

В-третьих, с точки зрения опять же психофизиологии, средством, которое способно извлекать из огромного количества окружающих нас данных различия-информацию, является потребность. Пока наша потребность в комфортном температурном режиме удовлетворена, нам обычно совершенно безразличны показания термометра в месте нашего нахождения, если, конечно, у нас опять же не включена какая-либо иная потребность, извлекающая из получаемых данных уже иную информацию. Эта свойство психики человека называется перцепцией. Кстати, потребность так же не обязательно должна быть осознаваема. Если человек реагирует на информацию, производя какие-либо различия, значит у него существует сознательная или бессознательная потребность в этом. Отсюда и "оговорки по Фрейду".

В-четвертых, источник информации всегда один - наш мозг в процессе обработки данных. Мы получаем информацию даже тогда, когда не смотрим телевизор, не слушаем радио, не читаем газет, не выходим в интернет и т.д. Даже когда мы спим, мы получаем информацию. Если у нас нет потребности запомнить и усвоить полученную во сне информацию, мы ее забываем, а точнее, заменяем другой, более важной и более актуальной на данный момент. Поэтому ошибочным будет считать, что если мы начнем больше смотреть, читать и общаться, то мы получим больше информации. Мы получим другую информацию, но ее объем будет таким же, или почти таким же (не сбрасываем со счетов изменение возможностей нашей нервной системы по обработке данных), как если бы мы занимались чем-то другим.

В связи с последним пунктом сделаю одно интересное замечание. Когда наш мозг переключается с внешнего мира на мир внутренний, он начинает получать данные от своей собственной нервной системы. Но поскольку обычно ничего нового нашему сознанию она не сообщает (при условии отсутствия различий в виде боли, покалываний, почесываний, урчания в животе и т.п.), далее мозг с его функцией сознания переключается на обработку уже поступившей и накопленной в памяти информации. Происходит ее связывание, то есть обобщение. Так работает своеобразный принцип утилизации ненужной, то есть неважной и неактуальной на данный момент информации, который мы сами для себя воспринимаем как "углубление смысла". Не в этом ли скрыт секрет аскезы в виде обета молчания, поста и голодания?

Резерфорд говорил: "Когда человек работает слишком много, он мало думает". В этом изречении лауреата Нобелевской премии заложен глубокий смысл. Человеку мало только получить данные и составить из них простую информацию. У нас еще есть потребность в обобщении информации. Именно поэтому в раннем детстве нам так тяжело дается обучение ходьбе, хотя уже спустя несколько месяцев мы так бойко бегаем под стол пешком. То же самое со чтением. Впрочем, количество примеров, которые можно привести, огромное количество. В этом и есть суть обучения.

Итак, пора сделать выводы:

1. Информации в объективном мире не существует. Материя первична, информация вторична.

2. Объем информации, которую человек может воспринять и усвоить, ограничен, поскольку все, что не воспринимается и не усваивается нервной системой, информацией не является.

3. Увеличить объем поступающей информации можно исключительно за счет заботы о нервной системе. Токсины, к которым относятся алкоголь, наркотики, которые содержатся в поступающей в организм пище, снижают способности человека к восприятию и обработке информации. Поскольку полностью исключить разрушение нервных клеток мы не в состоянии, нам остается только минимизировать (притормозить) этот процесс.

4. Чтобы научиться чему-то стоящему, нужно ограничить объем поступающих на наши рецепторы данных с тем, чтобы у нас оставалось время для более качественного усвоения уже поступившей части этих данных.

Дальше: Как изменить себя

Назад: Как изменить жизнь

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом