Бросаем пить

Здоровье и психология

Причины алкоголизма

Психологические причины алкоголизма

Здоровый образ жизни и алкоголь - несовместимы.

Но если сказать, что причины алкогольной зависимости в злоупотреблении спиртным - это значит, ничего не сказать. Да простят меня представители малочисленных народов Крайнего Севера, но это все равно, что сказать:  "Вскрытие чукчи показало, что чукча умер от вскрытия".

Гораздо глубже к раскрытию сути алкогольной зависимости, т.е. к тому, что причины алкоголизма - в мировоззрении, подошел всем известный Аллен Карр, который в книге "Легкий способ бросить пить" упомянул о том, что зависимость к употреблению алкоголя формируется еще до самого первого употребления спиртного. Однако этим он и ограничился, так и не раскрыв нам суть механизма формирования алкогольной зависимости.

Впрочем, речь нужно вести в гораздо более широком масштабе, поскольку сначала формируется зависимость (точнее, компульсивность), а затем она дифференцируется либо в алкогольную, либо в наркотическую, игровую, сексуальную и т.д., и т.п. Не случайно, человек нередко пускается сразу "во все тяжкие". Женщины, у которых мужья завязали с пьянкой, нередко сталкиваются с супружескими изменами со стороны протрезвевшего суженого.

Меня когда-то заинтересовал тот факт, что есть люди, которые могут каждый день пить водку, но не становятся алкоголиками. И речь не идет только о представителях народов, в традициях которых заложено употребление сухих вин. Есть люди, которые выросли и живут среди нас, систематически выпивают, нередко напиваются, но не спиваются. Но есть и такие, которые за считанные месяцы после того, как подсаживаются на спиртное, деградируют. Возможно, что имеются какие-то генетические корреляции между всем этим, но одними генами это объяснить невозможно, поскольку в одной и той же семье один ребенок становится алкоголиком, а другой нет, хотя выпивают одинаково. Однажды мне в руки попала очень интересная работа западного (англо-американского) антрополога, психолога и отца-основателя нейролингвистического программирования Грегори Бейтсона под названием "Кибернетика "Я": Теория алкоголизма". Неподготовленному читателю ее сложно с первого раза понять, поэтому беру на себя смелость перевести все сказанное этим ученым на доступный для простых людей язык.

Так вот, алкоголик (вообще зависимая личность) стремится к состоянию интоксикации потому, что в трезвом состоянии его состояние психики нарушает все законы теории систем. В свою очередь, состояние алкогольной интоксикации дает ему своеобразный прорыв к более правильному состоянию сознания. Любопытно также то, что состояние сознания трезвого алкоголика имеет некоторые симптомы шизофрении, которые снимаются после употребления алкоголя. Не случайно клиническими психологами отмечается, что так называемые причины алкогольной зависимости следует искать в трезвой жизни зависимого. Поэтому нередко существуют такие описания алкоголиков, как "незрелые личности", "оральные", "фиксированные на матери", "гомосексуальные", "боящиеся успеха", "пассивно-агрессивные", "гордые", "мнительные",  "сверхчувствительные" и т.п.

При всем при этом до сих пор наркологи не могут ответить на один "простой" вопрос: могут ли какие-либо процедуры, укрепляющие образ жизни алкоголика в трезвом состоянии, уменьшить тягу к спиртному или взять ее под контроль, если эта самая трезвая жизнь заставляет его пить? Ведь получается, что заставляя алкоголика вести трезвый образ жизни, мы только усиливаем его тягу к спиртному. Алкогольная интоксикация эти ошибки трезвого мышления стирает или хотя бы приглушает, приближая сознание человека к правильному, можно даже сказать, истинному состоянию ("истина в вине").

К чему обычно сводятся все уговоры окружающих алкоголика людей? Они говорят, что нужно быть сильным, бороться с искушениями, сжать волю в кулак и т.д. Сам же алкоголик, пока он трезв, соглашается со взглядами окружающих на его проблему. Он свято верит, что может быть "капитаном своей души". Однако приказы такого капитана нередко саботируются. Почему? Да потому что в последней взятой в кавычки фразе заложена фундаментальная мировоззренческая ошибочная установка, которая и делает из человека аддикта (зависимую личность).

Придерживаясь такого убеждения (возможно, что еще до первой рюмки), человек начинает серьезно верить в силу самоконтроля. Поэтому, даже тогда, когда проблемы злоупотребления становятся слишком очевидны, он не готов признать поражение и считает, что располагает достаточным запасом душевных сил, чтобы не скатиться в пропасть. Такие люди, конечно же, могут даже испытывать угрызения совести после очередной попойки, и пока они сильнее гордыни, человек какое-то время держится. Но поскольку угрызения совести, как и любой другой страх, исчезают, а так и должно рано или поздно случиться, тормоза отказывают.

До каких пор это может продолжаться? Выходов всегда несколько: 1) смерть от интоксикации, 2) полная капитуляция перед спиртным и осознание побежденности бутылкой. Как вы думаете, что чаще всего выбирает алкоголик? Да, первое. Дело в том, что смерть от интоксикации "неожиданна", алкоголик к ней не стремится, а потому и не боится. Другая же дорога намного тяжелее, поскольку заставляет зависимую личность перешагнуть через себя, переломить себя и свою гордыню. Для алкоголика признать поражение, это все равно, что умереть. И кто сказал, что смерть социальная переносится легче, чем смерть физическая?

Но почему же так происходит, т.е. откуда же вообще берутся эти вирусы в сознании отдельных людей?

Все дело в картезианском дуализме, т.е. разделении между сознанием и материей, а если точнее - в разделении "Я", или, как еще говорят, собственной воли, с одной стороны, и всей личности - с другой. Эта проблема уже не медицинская и даже не психологическая, а философская. Проблема аддиктивного поведения кроется в осмыслении личности в этом мире.

Если сказанное кажется тарабарщиной, то рассмотрим все на простом примере. Представим себе, что перед нами есть двигатель с регулятором подачи топлива (педаль газа). Однако, согласитесь, что использование термина "регулятор" в данном случае ошибочно, потому как педаль газа сама по себе ничего не регулирует и регулировать в принципе не может. Регулятор является не более чем передаточным звеном между ступней человека, нажимающей на педаль, и тросиком, который в свою очередь изменяет наклон заслонки в карбюраторе. А где же в данном случае регулятор? Полагаю, что сейчас вы допустите ошибку, потому как очень хочется сказать, что регулятором здесь выступает водитель. А вот и нет! Водитель мог нажать на педаль тормоза потому, что загорелся красный сигнал светофора. Так есть ли вообще регулятор в системе? Его нет! Еще раз вдумайтесь в сказанное: РЕГУЛЯТОРА НЕТ! Но это еще не все. Так называемый "регулятор" (педаль газа) тоже оказывает влияние на водителя и на светофор. Водитель ведь сообразует свои навыки вождения с формой педали газа (попробуйте водить машину в валенках), с тем, как на нее нужно нажать, чтобы сбросить или прибавить скорость. Скорость переключения у светофора также подстраивается под конструктивные особенности автомобилей (например, под обычную тормозную систему).

Таким образом, ни в одной системе никакая часть не может односторонне контролировать целое. Поэтому характеристики системы зависят от всех элементов системы, а не от каких-то отдельных ее элементов.

С учетом всего сказанного вопрос "Находится ли психика в мозгу?" выглядит несуразным. Если кто-то не согласен, то пусть он вынет чей-нибудь мозг и посмотрит, как тот "мыслит". Поэтому, психика - это сознание плюс тело (опять же в узком смысле, поскольку тело не может существовать без среды).

Но западный человек обычно видит четкие причинно-следственные связи: я нажал на педаль газа, я решил, масло подорожало, наступила зима и т.д. Не случайно главными членами предложения выступает подлежащее и сказуемое. Благодаря этому мы подсознательно воспринимаем все так, как будто всегда существует поддающийся выделению субъект, который совершил поддающееся выделению целенаправленное действие над поддающимся выделению объектом. Привычка изъясняться таким образом предполагает наличие в любой системе сознания, которое включается во что-то одушевленное, но одновременно объект воздействия выступает неодушевленной частью системы. Именно так и происходит разделение сознания и материи.

Но суть проблемы алкогольной зависимости как раз сводится к тому, что алкоголик не может просто взять и стать трезвенником. Для его трезвости всегда будет существовать его нетрезвое прошлое, но прошлое не его целиком, а только его тела. То есть, даже если он будет говорить, что он трезв, то он тут же будет подразумевать, что сейчас его тело не содержит алкоголя, то есть что он не пьян. Его видение мира навсегда остается поляризованным и потому всегда оставляет обе альтернативы.

Типичный представитель западной цивилизации приучен к тому, что если что-то происходит вокруг него (даже если зажигаются звезды), то значит это кому-нибудь нужно. В результате и сам человек становится не самокорректирующейся открытой системой, а выделенным из внешнего мира сознанием. Постепенно "Я" становится организующим началом окружающих сил, что и представляет из себя так называемая "гордость алкоголика". Ему и в голову не придет, что для того, чтобы перестать быть алкоголиком, нужно просто не пить. Он будет стремиться к тому, чтобы доказать всем и каждому, что он может пить "в меру", контролировать количество выпитого и свое поведение в состоянии интоксикации. Это навязчивое состояние порождает желание, вызов доказать, что "я могу". И чем больше в будущем человек становится мишенью для упреков, тем больше желание самоутвердиться на этом поприще. В итоге он отваживается выпить и впадает в запой. В состоянии запоя он перестает разделять свое сознание и тело, тем более когда после очередной опохмелки ощущает улучшение не только физического, но и психического состояния. Он лишается своей гордости и как нормальный человек проявляется способности рыдать, радоваться, чувствовать психологическую теплоту к другим или открыто ненавидеть. Возвращение же к трезвости психологически очень тяжело, поскольку сопровождается все тем же разрывом физики и психики тела. "Мне как будто всю душу на части разрывает", - говорят обычно выходящие из запоя люди.

Выход из сложившейся ситуации не прост. Если причины алкоголизма - в мировоззрении, то для избавления от него необходимо изменить видение мира, перестать относиться к себе как к своему сознанию, отождествлять себя со своим умом, со своим "Я". Нужно научиться понимать, что "Я" - это только маленькая часть значительно большей системы, мыслящей, принимающей решения и действующей на основе метода проб и ошибок. Поэтому нужно научиться быть слабым, не переставая любить себя и весь окружающий мир.

Читать дальше: Домашнее лечение алкоголизма

Комментарии для сайта Cackle
 

Яндекс.Метрика

 

Все права защищены © 2012-2016 "Здоровье и психология"

Изложенная на сайте информация носит рекомендательный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом