Расстройство внимания у детей

Расстройство внимания у детей

Дети с расстройством внимания

Встречаются дети, которые выглядят так, будто находятся в другом измерении. Они смотрят, но не видят, слышат, но не слушают, что им говорят, не отвечают на команды. Несмотря на правильное умственное развитие, они испытывают трудности с более длительной концентрацией внимания и по этой причине им не удается учиться. Они полны энергии и вряд ли могут сидеть на одном месте. Обычно импульсивные, они говорят и делают то, что с ними произошло, немедленно. Это дети с расстройством внимания.

Синдром расстройства внимания - это неврологическая единица, характеризующаяся сосуществованием трех симптомов: импульсивности, низкой устойчивости к отвлекающим факторам, то есть рассеивающих стимулов, повышенной активности или избыточной энергии. Из исследований известно, что только треть детей с этими симптомами избавляются от них, две трети все еще распознают эти симптомы в зрелом возрасте.

Симптомы расстройства внимания

Американская классификация расстройств и заболеваний DSM-IV характеризуется расстройством внимания и гиперактивностью, перечисляя два списка симптомов. В одном имеются признаки невнимательности, а в другом - признаки повышенной физической активности и импульсивности. Мы можем выдвинуть гипотезу, что у ребенка расстройство внимания, только если соблюдены следующие условия:

  • Ребенок выявляет как минимум шесть симптомов из списка.
  • Эти симптомы длятся дольше шести месяцев.
  • Они встречаются в нескольких формах активности ребенка (например, не только в школе, но и дома).
  • Симптомы возникли в возрасте до семи лет и остаются стойкими до сих пор.

Вот список симптомов, предполагающих наличие синдрома расстройства внимания:

  1. Ребенок проявляет трудности в концентрации на деталях, делает ошибки.
  2. Он не может сосредоточиться на задаче в течение длительного времени.
  3. Создается впечатление, что он не слушает то, что ему говорят.
  4. Он не заканчивает начатую работу, выполняет инструкции неточно.
  5. У него проблемы с организацией работы и всех видов деятельности.
  6. Он неохотно берется за задачи, которые требуют долгих интеллектуальных усилий.
  7. Теряет школьные принадлежности и вещи, необходимые для учебы.
  8. Забывает о повседневных обязанностях и задачах.

В мировой психологической литературе описания симптомов этого синдрома включают эмоциональную и социальную сферу. У этих детей проблемы с контролем эмоций, они легко вступают в конфликты со своими сверстниками, раздражительны, иногда агрессивны. Они обычно отвергаются одноклассниками или плохо переносятся, хотя есть исключения из этого правила. У этих детей много сумасшедших идей и они могут оживить скучную компанию.

Как показывают результаты многих недавних исследований мозга, проведенных с использованием методов визуализации, у детей с синдромом расстройства внимания участки мозга, отвечающие за регуляцию и правильное течение этого процесса, менее развиты. Это структуры, расположенные в передних областях мозга, в лобных долях. Они принимают участие в развитии самосознания и чувства времени, а также в развитии иммунитета к вмешательству.

Типы расстройства внимания

Обычно есть два основных типа расстройства внимания: гиперактивность, отсутствие гиперактивности; иногда упоминается также смешанный тип - неоперативно-гиперактивный тип.

Многие вторичные симптомы расстройства внимания развиваются постепенно, поэтому в более позднем возрасте, как у детей старшего возраста, так и у взрослых, появляются другие разновидности этого синдрома. Это, например, синдром расстройства внимания с симптомами тревоги, депрессии и неспособности к обучению, с поведением высокого риска или высоким спросом на стимуляцию, с зависимостями, агрессией и антисоциальным поведением.

Псевдо синдром расстройства внимания - это феномен культурного возбуждения нарушений внимания, вызванных образом жизни, быстрыми темпами выполнения различных задач и профессиональных обязанностей, а также у детей, возникающих в результате перегрузки чрезмерной активностью, вызванной многочисленными внешкольными занятиями.

Как распознать синдром расстройства внимания

Не существует четкой границы между синдромом расстройства внимания и нормальным поведением. Диагностический процесс требует психологического обследования, а также сравнения каждого ребенка с группой его сверстников. Если он особенно восприимчив к отвлечению, импульсивности и неутомимой, постоянной физической активности, но нет никаких экологических причин такого поведения, это говорит о том, что у ребенка неврологически обусловленное расстройство внимания. Конечно, только специалисты, психологи и психиатры, имеющие опыт изучения психических процессов и функций, могут поставить правильный диагноз.

В диагностическом процессе есть две опасности: игнорировать симптомы или замечать их в любом поведении. Первая ошибка связана с незнанием группы и ее характерных симптомов. Не каждый учитель и родитель знают, что импульсивность, гиперактивность, отвлечение являются отличительной чертой расстройства с общим названием «расстройство внимания». Кроме того, дети с этими симптомами могут не выявить их при одноразовом психологическом обследовании. Новизна и привлекательность методов диагностики может привести к тому, что ребенок будет очень заинтересован в них и не покажет поведение, ожидаемое и наблюдаемое родителями. Следовательно, полная диагностика должна учитывать данные из самых разных источников и ситуаций.

Второй диагностический риск заключается в слишком быстром распознавании синдрома расстройства внимания, даже когда поведение ребенка обусловлено обстоятельствами, носящими эпизодический и ситуативный характер, например, когда ребенок скучает или устает.

Кроме того, некоторые фармакологические меры, принимаемые ребенком по другим причинам, могут вызывать подобное поведение. Поэтому диагностический процесс должен представлять собой междисциплинарную деятельность с учетом результатов психологических и медицинских исследований. При диагностике нарушений внимания учитывается не только наличие симптомов, но и их интенсивность, период выявления и длительность.

Варианты лечения и терапии

Первым шагом в лечении синдрома расстройства внимания является диагноз специалиста или адекватный диагноз симптомов. Терапия начинается с этой стадии. Чем больше родители и учителя знают об этом, каковы его симптомы, типы и причины, тем эффективнее будет процесс лечения.

Легко отвлекаемые, неорганизованные и беспорядочные дети нуждаются во внешних ограничениях и контроле со стороны взрослых. Внутренний хаос может значительно сократить использование такой практической помощи, как система ежедневного планирования задач, которые необходимо выполнить. Это также помогает постепенно восстановить чувство контроля над объектами, принадлежащими ребенку. Чрезвычайно важно убедиться, что ребенок не выполняет сразу несколько задач, а сосредоточен на одном действии.

Во многих случаях необходима психологическая помощь в виде рекомендаций и учебных пособий, иногда индивидуальная и групповая психотерапия. Есть также лекарства, которые могут помочь улучшить функционирование ребенка, они действуют как очки, улучшают концентрацию. Они также могут уменьшить чувство внутреннего хаоса и страха. Их действие основано на том факте, что они компенсируют нарушения вещества, отвечающего за регулирование процессов самоконтроля, настроения и внимания.

Воспитание ребенка с расстройством внимания

Основная цель ребенка - организовать деятельность и постепенно расширять периоды концентрации на заданиях. При воспитании ребенка с расстройством внимания важно реализовать его самоконтроль. Методы поведенческой терапии, основанные на использовании положительного подкрепления, то есть поощрения желаемого поведения ребенка, очень эффективны. Задания следует разделить на небольшие порции, этапы, завершение которых должно быть с небольшим отдыхом и похвалой. Постоянный ритм дня, периоды сна и бодрствования, время выполнения обязанностей и время отдыха очень важны.

При работе с детьми с расстройством внимания следует соблюдать три правила дома и в школе:

  1. Регулярность, то есть действия в фиксированном семейном ритме, избегание насильственных и радикальных изменений, мирное и последовательное соблюдение установленных правил, ограничение шумных звуков и сильных впечатлений.
  2. Рутина, то есть выполнение определенных действий в определенное время дня согласно тому же порядку и постоянному образцу.
  3. Повторения, требующие большого терпения и настойчивости от родителей и учителя, повторение повторяющихся простых команд и обеспечение того, чтобы ребенок их хорошо понимал. Это необходимо из-за свежей памяти, ослабленной у этих детей.

Также стоит обратить внимание на способ кормления ребенка. Большинство исследований указывают на негативное влияние некоторых блюд и ингредиентов, содержащихся в них, на поведение ребенка с расстройством внимания. Наиболее часто упоминаются: сахар, производные какао, шоколад, кока-кола, сладости, а также все продукты, которые искусственно окрашены и содержат много консервантов.

Следует помнить, что среди детей с расстройством внимания только некоторые избавятся от своих назойливых симптомов и благодаря соответствующей терапевтической процедуре достигнут оптимального уровня функционирования во взрослой жизни. К сожалению, некоторые будут страдать дольше.

Понравился сайт или статья? Поделитесь, пожалуйста, с друзьями и знакомыми в соцсетях или оставьте комментарий!

Комментарии для сайта Cackle
Все права защищены © 2012-2019 "Здоровье и психология". Изложенная на сайте информация носит ознакомительный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом
Яндекс.Метрика