Сайт о здоровье и психологии

ЗДОРОВЬЕ И ПСИХОЛОГИЯ

  • ЗОЖ И ЕДА
    • Основы ЗОЖ
    • Здоровое питание
    • Грибы
    • Жиры и масла
    • РЕЦЕПТЫ:
    • Мясные блюда
    • Рыба и морепродукты
    • Закуски
    • Грибные блюда
    • Выпечка
    • Десерты и сладости
    • Напитки
    • Специи, приправы, соусы
  • ФИТНЕС
    • Калькулятор идеального веса
    • Калькулятор необходимого количества калорий
  • КРАСОТА
  • ТРАВЫ
    • Основы фитотерапии
    • Стимуляторы
    • Успокоительные
    • Спазмолитические
    • Сердечные
    • От давления
    • Антисклеротические
    • Диуретики и противоотечные
    • От воспаления и язвы
    • Желчегонные и для кишечника
    • Отхаркивающие и рвотные
    • Кровоостанавливающие и маточные
    • Фотосенсибилизирующие и от паразитов
  • ЛЕЧЕНИЕ
    • Разное о заболеваниях
    • Инфекционные и паразитарные болезни
    • Новообразования
    • Болезни крови
    • Нарушения обмена веществ
    • Расстройства психики и поведения
    • Глазные болезни
    • Болезни системы кровообращения
    • Болезни органов дыхания
    • Болезни полости рта и пищеварения
    • Кожные болезни
    • Болезни костей и соединительной ткани
    • Болезни мочеполовой системы
  • ДЕТИ
  • ПСИХОЛОГИЯ
    • Советы психолога
    • Мужчина и женщина
    • Отношения с детьми
    • Отношения на работе
    • Избавляемся от неврастении
  • НАУКА
    • Научные новости
    • Школа мышления
    • Тренинг "Путь к себе"
  • ХОББИ
    • Детям
    • Для себя
    • Для дачи
  • СОВЕТЫ
  • Главная
  • ПСИХОЛОГИЯ
  • Советы психолога
  • Идеализация себя как причина ненависти к себе
Ненависть к себе

Идеализация себя как причина ненависти к себе

Причины идеализации себя

Известная мудрость гласит: "Страдание - дело добровольное". Однако далеко не все люди осознают, что сами все делают для того, чтобы страдать.

Глубинной причиной всех психологических страданий (по К. Хорни) является внутренний конфликт, который сводится к тому, человека разрывают на части три взаимоисключающие тенденции:

1) движение к людям (любовь и смирение);

2) движение против людей (высокомерие и месть);

3) движение от людей (отшельничество).

На определенном промежутке времени верх берет только какая-то одна из указанных стратегий (подробнее об этом см. здесь), и личность человека как бы целиком с ней отождествляется. Но тогда личность вступает в противоречие с другими стратегиями, и человек может начать ненавидеть себя. Например, человек подарил кому-то на день рождения подарок, причем вложил значительные душевные силы в выбор и большие средства на его покупку (движение к людям), однако во время вручения подарка не встретил должного признания своих заслуг (то ли голова одаряемого в момент вручения подарка была занята другими мыслями, то ли даритель переоценил ценность презента для одаряемого, и т.п.). Тогда герой нашего повествования начинает внутренне ругать себя за то, что слишком хорошо относился к этому человеку и принимает на себя внутреннее обязательство отплатить той же монетой (движение против людей) или впредь не оказывать знаков уважения к тому, кто не удостоил его должным почтением (движение от людей). Причем такое обязательство может распространиться не только на "обидчика", но и на всех людей вообще ("Я вам всем покажу!").

Конфигураций таких аттитюдов (тенденций поведения) может быть несколько, они могут переплетаться самым различным образом, но суть внутреннего конфликта всегда сводится к тому, что человек склонен ненавидеть себя за определенные поступки, мысли и даже мотивы поведения. Но "склонен" - это не значит, что действительно ненавидит. Дело в том, что для компенсации ощущений своей слабости, ненужности и несоответствия ожиданиям других мы с помощью воображения начинаем ваять "идеальный образ себя", наделяем его силой, властью и необычными способностями.

Что дальше?

В итоге получается некая "голограмма" самого себя, которая обычно отражает одну из главных стратегий защиты.

У смиренного типа идеализация себя приводит к убеждению о наличии таких добродетелей, как доброта, щедрость, святость, уступчивость, сострадательность, благообразность, альтруизм и т.п. При этом человек буквально упивается продолжением собственных достоинств, которые, как известно, являются недостатками, - беспомощностью, страданием и мученичеством.

Мстительный тип в любой ситуации видит свою неуязвимость. Он "грамотный пацан", крутая девчонка и т.п., которые умнее, настойчивее и реалистичнее других, поэтому могут опередить всех других, "утереть всем нос".

Отшельник считает себя сплавом самодостаточности, независимости, внутренней умиротворенности, человеком, сумевшим избежать "крысиных бегов" и совершенно равнодушным к соперничеству ("Премудрый пискарь"). Он избегает всякого давления извне, поэтому ограничивает социальные контакты до необходимого минимума, вплоть до ухода в монастырь, ибо любая эмоциональная связь грозит разбить вдребезги его идеальный образ самого себя.

Таким образом идеализация себя создает видимость отсутствия внутренних конфликтов. Но это только иллюзия и игра на публику, так как внутри каждого из этих типов ведется яростная борьба с самим собой. Отношение к себе не только не улучшается, но и усиливает внутреннее психологическое напряжение, которое, кстати, совсем не обязательно осознается. Различные аспекты идеального образа самого себя продолжают противоречить друг другу, и каждый из них в той или иной момент времени пытается вырваться наружу.

Самое страшное в идеализации себя состоит в том, что "реальное я" никогда не дотягивает до "идеального я", поэтому в глубине души человек всегда относится к себе с презрением, постоянно находит в себе какие-то изъяны, пусть даже и не признается в этом никому, даже самому себе. Самоощущение колеблется между богоподобным всемогуществом и чувством абсолютной никчемности. Поэтому наряду с идеальным образом самого себя всегда существует презренный образ самого себя.

Погоня за славой

Идеализация себя с неизбежностью приводит к погоне за славой, ведь смыслом жизни человека становится воплощение в действительность своего "идеального я". Набор качеств, к осуществлению которых стремится человек, зависит от выбранной стратегии.

Здесь главное суметь отличить здоровое стремление к самосовершенствованию и работе над собой от невротического стремления к славе. Проблема не в желании человека подняться над собой, а в желании достичь некоторого идеала, который совершенно отчужден от "реального я", совершенно оторван от человеческих ограничений. Для "идеального я" есть либо все, либо ничего, а погоня за славой становится смыслом жизни, которое постоянно дает человеку ощущение ложного превосходства над другими. Погоня за славой, по К. Хорни, превращается в личную религию, которая не осознается, как рыба не осознает воду. Ситуация отягощается тем обстоятельством, что почти каждая человеческая культура поддерживает такого рода стремления, воплощая "идеальное я" в религиозных персонажах, различных формах группового отождествления (богатые, успешные, знаменитые и т.п.), всевозможных социальных иерархиях и т.п.

Гордыня

Погоня за славой рождает то, что принято именовать "гордыней". Гордыня - это больше чем гордость. Гордыня опирается лишь на "идеальное я", когда упоенный стремлением к совершенству выставляет чрезмерные требования к другим и к себе. Человек начинает заставлять действовать себя и других в соответствии с представлениями о своем "идеальном я". Однако поскольку этот образ постоянно разбивается о реалии бытия, человек испытывает хроническую ненависть к себе и другим. Так жизнь превращается в сплошное страдание.

Комментарии для сайта Cackle
Алексей Рыбак 06 декабря 2015 Просмотров: 4346
  • Назад
  • Вперед

Последние статьи:

Польза и вред картошки

Польза картошки

Полезно ли оливковое масло?

Польза оливкового масла

Подосиновик (красноголовик): фото, описание, состав, польза и вред

Сосновый подосиновик

Дополнительная информация:

  • Контакты
  • Карта сайта
  • Энциклопедии
Все права защищены © 2012-2021 "Здоровье и психология". Изложенная на сайте информация носит ознакомительный характер. Не занимайтесь самолечением, посоветуйтесь с лечащим врачом.
Яндекс.Метрика